Четырнадцатый международный фестиваль "Джаз-Транзит". Екатеринбург, 1-2 мая 2005г.

Родное место фестиваля - Театр эстрады - на реконструкции. Но сердца организаторов и потенциальных зрителей в апреле всегда бьются в повышенном темпе и такой унисон не может не вызвать из необъятного эфира и не материализовать очередное джазовое действие. Сквозь все сообщения о предстоящем 60-летии Победы, через препятствия в виде ремонта тротуаров и предпарадных шлагбаумов ГИБДД прошло известие о двух концертах в Окружном доме офицеров Приволжско-Уральского военного округа. По тропинке между заграждениями, за которыми - будущее юбилейного подхода к подъезду Дома офицеров, проникаем в зал, надеясь ощутить, наконец, настоящее джазовой атмосферы. Этот уютный, амфитеатром, зал, стабильный в своем классически «сталинском» убранстве, помнит выступления первых Свердловских джазовых музыкантов и известных в Советском Союзе исполнителей не очень приветствовавшейся властями музыки. Похоже, военные не только защищали от внешних врагов, за их плечами было пространство, обеспечивавшее и укрепление ростков нового в искусстве.
Итак, что-то сейчас будет?
Зал полон, занавес открывается...

Вечер первый.

В зале присутствовали ветераны Великой Отечественной войны. Концерт начался театрализованной композицией на темы воинской славы (солист - Заслуженный артист России Валерий Топорков). Министр культуры Свердловской области Марина Ветрова, Председатель палаты представителей областного Законодательного собрания Юрий Осинцев и генеральный консул США в Екатеринбурге Скотт Роланд поздравили ветеранов с днем Победы, пожелали фестивалю хорошей жизни. Биг-бенд оркестра штаба Уральского округа внутренних войск МВД России под управлением майора Валерия Беликова воодушевленно исполнил фантазию на темы песен военного времени.

В качестве ведущего джазового фестиваля на сцене появился мэтр джаза Народный артист России Анатолий Кролл.
Собственно джаз начался с эмоционального исполнения экстравагантной солисткой упомянутого биг-бенда Еленой Захаровой двух пьес – “Сент-Луис блюз” Уильяма Хэнди и “You’re everything” Чика Кориа, покоривших зал. Затем была исполнена обработка Гордоном Гудвином сороковой симфонии Моцарта. Обширное соло на кларнете сыграл Илья Когтев. Изящность пьесы отметил Анатолий Кролл. В произведении Гордона Гудвина «Обслуживание на высшем уровне» солировал на альт-саксофоне опытный и техничный Геннадий Баталов. Сюрпризом публике оказалось исполнение биг-бендом композиции Майкла Камилло*, в которой на сцене появились и солировали военные музыканты из США (трубач, альтсаксофонист и гитарист*), что обеспечило ударный прием зрителями последнего произведения руководимого Валерием Беликовым коллектива. Оркестр звучал очень уверенно, подчеркивая энергию и напор джаза. Екатеринбургский биг-бенд МВД появился на джазовой сцене города в начале 1990-х годов во главе с военным музыкантом-дирижером Рудольфом Курицыным и показал себя оркестром мощного звучания, заводящим публику свинговым «качем» и техничными соло отдельных инструментов.

Во втором отделении первого концерта фестиваля выступал “Check Six Jazz Ensemble” под руководством трубача Джэя Хэлпина (Jay Halpin). Ансамбль “Check Six” является частью “The USAFE Band”, оркестра ВВС США в Европе (United States Air Forces in Europe Band), который, кроме “Check Six”, имеет в своем составе “Concert Band” (Концертный оркестр), “Rock Band”, “Ceremonial Band” и другие подразделения. Бенд был создан 1 февраля 1943 года в Гринфилде, штат Миссисипи как Оркестр ВВС 386-ой армии и был одним из оркестров военно-воздушных сил на территории США. В декабре 1944 года оркестр переведен в Европу, в пригород Парижа St. Germain-en-Laye, затем перемещен в Германию. Сейчас ансамбль “Check Six” является первым джазовым оркестром в составе Военно-Воздушных сил США в Европе. Ансамбль ранее был известен под названием "Ambassadors Jazz Band", его областью действия является Европа, Средний Восток и Северная Африка. “Check Six” – участник джазовых фестивалей “Montreux Jazz Festival”, “North Sea Jazz Festival”, других известных европейских фестивалей джаза.
С первого произведения – “Мистер Бродвей” Дэйва Брубека – почувствовался другой подход к джазу оркестра американских летчиков. Его главные черты – взвешенность и внимательность, передача нюансов. Что по духу соответствует лозунгу военных пилотов – “Check Six”, “Смотри вокруг”, “Все проверяй”.
Авиационный бенд исполнил много джазовых стандартов, таких как “Star Eyes” (Don Raye), “Садись в поезд А” Билли Стрэйхорна, ”Ноктюрн Гарлем” Хагена. Звучали “Сент-Луис блюз марш” (У.Хэнди, Г.Миллер), “Sing, sing, sing” (Луи Прима), “В настроении” Джо Гарланда. Ансамбль состоял из 11-ти музыкантов: рояль, гитара, барабаны, контрабас, две трубы, два тромбона, три саксофона. Несколько раз выразительно солировал музыкант* на баритон-саксофоне, исполнители* на трубе, альт-саксофоне. Публика в зале почувстовала американский джаз и аплодировала от души.
В конце концов к оркестру “Check Six” присоединился в качестве пианиста Анатолий Кролл, вышел к микрофону и солист оркестра МВД России альт-саксофонист Геннадий Баталов. Так в первый вечер фестиваля “Джаз-транзит 2005” русские и американские музыканты встретились во взаимодействии на реке Исети в Екатеринбурге.

Вечер второй.

В начале концерта Анатолий Кролл обозначил его тему – выражение настроений собравшихся к данному моменту в Доме офицеров музыкантов разных стран и континентов. Программы концерта не знал никто.

Первым на сцене появилось российское трио в составе Анатолия Кролла (фортепиано, Москва), Олега Рудина (контрабас, Екатеринбург) и Юрия Бобрушкина (барабаны, Екатеринбург). Зазвучала с детства дорогая Анатолию Кроллу мелодия Тихона Хренникова из кинофильма «Верные друзья» – «Что так сердце растревожено», «слегка принаряженная в джазовые одежды» (слова автора пьесы). Лирическое настроение с некоторой ностальгией вполне соответствовало нынешней поре воспоминаний о личном дорогом прошлом, оставшемся в ушедшем военном времени. Затем трио исполнило несколько пьес А.Кролла, известный джазовый вальс и блюз, в которых пианист продемонстрировал свой высокий уровень. В зале установилась хорошая джазовая погода.

Вторым сцену освоил дуэт из Франции – Федор Левинштейн (скрипка) и Андрей Боднарчук (гитара). Ф.Левинштейн объявил, что будет исполнено нечто в духе Грапелли, что и прозвучало очень эмоционально и свежо. После этого на фестивале была исполнена современно звучавшая пьеса с легким цыгано-испанским скрипичным диалектом (возможно, реминисценция ресторанных будней). Разыгравшись в течение нескольких минут, музыканты оказались птицами высокого полета. Они виртуозно владеют инструментами и свободно чувствуют себя в океане музыки. Это ощутили зрители, между залом и сценой установилось полное взаимопонимание. Казалось, чего еще желать!

Однако А.Кролл объявил выступление пианиста из США Валерия Гроховского. Валерий в 1979 году закончил Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, а в 1989* году побывал в нашем городе, тогда Свердловске, где прошел отбор на международный конкурс имени Бузони в Италии, победителем которого, как и других конкурсов, он является.
Сольное выступление В.Гроховского в чем-то типично для виртуозного пианиста с классическим образованием, любящего импровизацию и понимающего джаз, и относится к области высокого искусства. Затем на сцене впервые встретились В.Гроховский и А.Боднарчук. Единство понимания музыкантами друг друга и богатая гитарными аккордами игра А.Боднарчука создали впечатление, что к фортепиано прибавился небольшой ансамбль. Джазовая температура в зале еще несколько повысилась. Но это было только начало усложнения звучания, так как к дуэту прибавился Ф.Левинштейн. Три хорошего уровня музыканта удивительно подошли друг другу. Очень эмоциональный Боднарчук с большим арсеналом мелодических и аккордовых средств и также эмоциональный Левинштейн, использующий разнообразные тембры своей электроскрипки, соединились с внешне сдержанным техничным Гроховским, что обеспечило синергетический эффект творческого достижения, происшедшего на глазах присутствующих в зале.

В.Гроховский пригласил на сцену еще двоих из уже выступавших музыкантов – О.Рудина и Ю.Бобрушкина. Квинтет исполнил пьесу французского гитариста “Made in France”, затем «Романтический вальс» одного из исполнителей и «Минорный свинг» Джанго Рейнхардта.

Наконец, за оказавшийся на сцене второй рояль сел Анатолий Кролл и, в заключение концерта и фестиваля, секстет сыграл полнокровную блюзовую пьесу*. В ней А.Кролл вдохновился на исполнение техничных пассажей, а также показал аскетический пианизм, не такой, как у Каунта Бэйси в 1981 году в Carnegie Hall, но очень похожий, когда свинг заключен в немногих звуках, расставленных на свои акцентирующие места, прозвучало соло барабанов Ю.Бобрушкина и в кульминационный момент В.Гроховский выдал аккордовую импровизацию.

Длившийся два с половиной часа без перерыва заключительный концерт оказался джем-сейшном высокопрофессиональных музыкантов, подаривших себе и публике неожиданные впечатления и глубокие переживания настоящего джаза.

* - последуют уточнения.

(С) Виктор Байнов, 03.05.2005г, текст, фото.



31 фото с фестиваля
Джаз-Транзит XII ______2003 год______
Джаз-Транзит XIII ______2003 год______
Джазовые концерты в городе
На главную страницу

Используются технологии uCoz