Тринадцатый международный фестиваль "Джаз-Транзит". Екатеринбург, 23-25 апреля 2004г.

Предисловие

Видимо, есть в России более джазовые города, чем Екатеринбург. Во всяком случае, в Интернете можно найти российский сайт о джазе с перечнем, состоящим из других географических точек. А мы живем здесь. Это наша родина. И вот опять очередной праздник на нашей улице.

Предлагаю Вашему вниманию краткое сообщение.

Этот очередной фестиваль специально посвящен знаменитому композитору и исполнителю Дюку Эллингтону.
Бессменный организатор фестиваля – директор Екатеринбургского Театра эстрады Николай Головин. Автор проекта – Геннадий Сахаров (Екатеринбург). К фестивалю вышла книга Г.Д. Сахарова "Импровизация в сумерках. Диалоги с Дюком Эллингтоном" (Екатеринбург, "Сократ", 2004, 380с., ил.).

В числе участников фестиваля биг-бенд Театра эстрады под руководством Николая Баранова, Henri Florens Quintet (Франция), флейтист Симеон Щерев (Болгария), «Авиа-бенд» (Киров), квартет Анатолия Кролла – фортепиано и Давида Голощекина – скрипка (Москва – Санкт-Петербург), квартет Сергея Проня – труба и Виталия Владимирова – тромбон (Екатеринбург), а также биг-бенд Владимира Толкачева (Новосибирская филармония) и Екатеринбургский муниципальный хор «Доместик» Валерия Копанева. И впервые в России - квинтет из Италии во главе с Romano Mussolini (фортепиано).
Вел концерты, как обычно, Алексей Баташев (Москва).

На фестивале звучали только произведения Дюка Эллингтона и его правой руки Билли Стрейхорна. Демонстрировались фильмы, показывающие живого Эллингтона, осуществившие связь времен и задававшие тон уровню фестивальной музыки. Этому способствовал постоянно присутствовавший на сцене большой портрет Эллингтона, задумавшегося о высоком смысле человеческого предназначения.

Великая тема фестиваля оправдала себя. Прозвучало много истинного джаза в виде широко известных творений Дюка Эллингтона в различных интерпретациях. Впервые в Екатеринбурге исполнены части Новоорлеанской сюиты (New Orleans Suite) Эллингтона. В этом заявил себя молодой «Авиа-бенд» из города Кирова.

В заключительном концерте также впервые в городе представлен Второй духовный (священный) концерт Эллингтона (The Second Sacred Concert), по своей мощи равный «Страстям» Баха. Концерт профессионально исполнен биг-бендом из Новосибирска и хором «Доместик» из Екатеринбурга.

Открытием фестиваля оказался и квинтет Romano Mussolini. Мэтр Romano впервые музицировал в России, а в Екатеринбурге впервые услышали итальянских исполнителей джаза. Еще раз подтвердилось интернациональное значение джазовой музыки. Romano - пианист и художник. Музыка квинтета звучит на компакт-диске «Piano e Forte» 2002 года, в проспекте к этому диску использована графика Romano Mussolini.
В концерте фестиваля рука семидесятисеми-летнего Mussolini с первых тактов дала понять, что такое свинг, что такое настоящий джаз. Квинтет играл с итальянским характером – ярко и напористо. Туттийно звучали знаменитые темы Садись в поезд «А» (Take the «A» Train), Настроение индиго (Mood Indigo), Искушенная леди (Sophisticated Lady), Караван (Caravan) и другие. Многоопытный Romano мастерски свинговал на фортепиано, иногда он шутил, вставляя в игру известные неджазовые мелодии. Импровизации трубача Cicci Santucci и саксофониста Massimo D’Avola доминировали в сольных частях исполняемых пьес. Басист Giorgio Rosciglione и барабанщик Osvaldo Mazzei также показали себя хорошо понимающими джаз музыкантами. Поражали выразительное звучание трубы в пассажах импровизаций опытного Cicci, а также неистощимая изобретательность молодого Massimo, игравшего больше на саксофоне-теноре. Его соло на саксофоне-сопрано оставило заметное впечатление. Слушатели горячо приняли мастеров джаза из Италии.

По окончании фестиваля состоялся Jam-session. Королями этого джазового действа стали музыканты итальянского квинтета. Все они, включая самого Romano, импровизировали с русскими исполнителями, нашли с ними общий язык, язык музыки, джаза. Мэтр Romano имеет очень привлекательную улыбку, вызывающую добрые чувства. Сакcофонист Massimo присутствовал на сцене и в зале с первой до последней минуты и производил впечатление на русских девушек. Все это стало ярким завершением XIII международного фестиваля «Джаз-Транзит» в Екатеринбурге.

(С) Виктор Байнов, текст, фото фестиваля, 01.05.2004г.

P.S. Прошедший фестиваль погрузил в мир музыки Дюка Эллингтона, а прочтение вышеупомянутой книги Геннадия Сахарова о творчестве гениального композитора усилило желание слушать и глубже познавать вселенную звуков, созданную этим великим творцом. Цепь восприятий замкнулась в кольцо, появился еще один инициированный организаторами фестиваля виртуальный атом, благодаря которым живет и распространяется джаз.

Кстати, книга Г.Д. Сахарова не только об Эллингтоне, она есть изложение “истории джаза устами его творца” (цитата). Автор и Дюк ведут нетривиальную беседу простым языком, естественно наполненным юмором, эстетико-музыкальными терминами и реминисценциями. Разделы, вставки, ссылки на приложения, повторы оживляют процесс чтения, дают возможность отдышаться от постоянного подъема по насыщенному содержанием тексту. Автор впервые системно ввел в русско-язычный оборот многие факты из жизни и деятельности композитора и артиста.
Увидеть обложку книги и прочесть предисловия (Леонида Переверзева и самого автора) можно на странице Интернета http://www.jazz.ru/mag/259/#bk

В.Б. 16.06.2004г.



Фотографии с фестиваля
Организаторы фестиваля Сайт ИА "Апельсин"
Джаз-транзит XII ______2003 год______
Джаз-транзит XIV ______2005 год______
Джазовые концерты в городе

Используются технологии uCoz