Фестиваль "Джаз, рожденный в СССР" **********Екатеринбург********** ***Festival "Jazz born in USSR"*** **********Ekaterinburg **********

******* 85 лет от рождения джаза в России *******

Алексей Николаевич Баташев тридцать пять лет назад рассказал [1] о первом в России джазовом концерте, организованном и проведенном Валентином Парнахом 1 октября 1922 года в здании XVIII-XX веков, в концертном зале-аудитории Государственного института театрального искусства (ГИТИС, Москва), впервые получившего такое название в сентябре того же года. В восьмидесятилетие со дня концерта Алексей Баташев организовал в том же зале, в то же время (один час дня) посвященный этому юбилею концерт. К восьмидесятипятилетию рождения джаза в России Николаем Николаевичем Головиным организован фестиваль «Джаз, рожденный в СССР» (5-7 октября 2007 года, Уральский государственный театр эстрады, Екатеринбург). Не за горами столетие.

Двадцатые годы двадцатого века. Российская советская социалистическая республика, третья республика на Руси, если считать забытую новгородскую и короткую буржуазную. Конечно, несмотря на все страдания и утраты, вопреки им, народ ждет счастливых перемен, тем более, что их обещают, а НЭП реально показывает свои возможности. Часть народа – интеллигенция – создает устремленное в будущее новаторское искусство, продолжая еще живущий в памяти романтизм «серебряного века». Это - счастливое время первых (бумажных) проектов в архитектуре, пока в основном осуществляемых на выставках и в оформлении зданий к революционным праздникам, время расцвета футуристов слова, время появления новых направлений театрального искусства, время брожения общества. Кто уезжает за границу, кто возвращается. В Россию прибывает уже известный в Париже и других столицах поэт, переводчик, историк, путешественник, музыкант, танцор, балетмейстер Валентин Парнах (Парнох) [2]. Для нас примечательно, что объявление о его прибытии газета "Известия" поместила на первой странице [3]. Валентин Яковлевич Парнах родился в Таганроге 26 июля 1891 года в семье владельца аптеки, учился в Санкт-Петербургском университете (юридический факультет, романское отделение историко-филологического факультета), занимался музыкой под руководством М.Ф.Гнесина и драматическим искусством в студии В.Э.Мейерхольда [3]. Затем уехал за границу.

В России эрудит Валентин Парнах полон планов своей многосторонней деятельности, в частности, он привозит с собой инструменты и создает «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» [3]. В ГИТИСЕ тогда преподавал Валентин Эмильевич Мейерхольд, знакомый Парнаха с дореволюционных времен, не случайно первый концерт нового оркестра состоялся в здании ГИТИСа. Один из следующих концертов прозвучал в декабре 1922 года в находящемся по соседству здании Дома печати, ныне - ДОМЖУР (Дом журналиста), тоже, как многое в центре Москвы, восходящем к XVIII веку. На концертах присутствовал Мейерхольд, после чего ансамбль Парнаха несколько лет работал в театре Мейерхольда на спектаклях, а Парнах ставил свои танцы в них. У Мейерхольда это был период биомеханики, автоматизации движений человека, его эмоций. Предвестие индустриализации.

Известны воспоминания Евгения Габриловича (1899-1993), писателя, драматурга и сценариста, работавшего пианистом в первом джаз-ансамбле России [4]. Габрилович характеризует звучание оркестра как экзотическое для тех времен, что создавапось привезенными Парнахом мелкими ударными инструментами (перкуссия), засурдиненной трубой, флексатоном. Использовались саксофон, тромбон, пианино, ксилофон, барабаны, не было контрабаса. Содержанием концерта были музыка и танцы Парнаха, его лекции. Большую роль в выступлениях ансамбля играла зрелищность, необычность, в частности, танец Парнаха «Жирафовидный истукан», миманс барабанщика Александра Костомолоцкого. Костомолоцкий (1897-1971) создал галерею актерских портретов, сам служил актером, по словам А.Баташева, Костомолоцкого можно увидеть в роли дворецкого в фильме А.Михалкова-Кончаловского «Дворянское гнездо».

Оркестр Валентина Парнаха был первым джаз-бандом, принятым на работу в государственную структуру (ГИТИС) и первым, участвовавшим в государственных торжествах (первомайское шествие на сельскохозяйственной выставке, Москва, 1923), «чего до сих пор не было на Западе» - комментировала пресса это событие [5].

Джаз-банд Валентина Парнаха стал первым, но не был единственным в течение срока его существования [6]. К новому музыкальному направлению обратились группа "ПЭКСА", состоящая из консерваторских музыкантов, и ленинградский ансамбль Эдуарда Корженевского. В начале 1926 года состоялись гастроли американского негритянского джазового коллектива Фрэнка Уитерса с Сиднеем Беше, затем в СССР приехал оркестр Сэма Вудинга "Шоколадные ребята". В 1927 году в Москве начинает выступать "АМА-джаз" Александра Цфасмана, в Ленинграде - "Первый концертный джаз-банд" Леопольда Теплицкого. А в 1929 году в Ленинграде родилась "Ленинградская джаз-капелла", руководителями которой стали Геннадий Ландсберг и Борис Крупышев. Начал создаваться советский джазовый репертуар.

Говорят, что Парнах первым в России написал по-русски слово «джаз» [3], он знал тогдашний джаз и его негро-африканское и североамериканское происхождение. Первые грамзаписи джаза в России состоялись в 1927 году, а ансамбль Парнаха прекратил существование, не оставив нам следов своего звучания. Мистика мифа.

Но, видимо, Валентин Парнах считал наиболее важной составляющей своих выступлений с оркестром изобразительную, танцевальную сторону, а, скорее, весь комплекс ощущений. Подзаголовком одного из опубликованных в сборнике «Вступление к танцам» стихотворений 1924 года является слово «Кинотанец», а в тексте сказано, что «Нам превосходно тешит ухо / Противозвучий шалый строй» [7]. Там же заявлено о себе: «Презрев классический балет, / Открыл свой танец небывалый». Весь строй стихотворения подтверждает сказанное. К тому же, как пишет Евгений Арензон [8], В.Парнах в начале 1925 года вновь уезжает на запад и, возвратившись в Россию в 1931 году, отходит от джаза, танцев и писания стихов.

Валентин Парнах – поэтический и хореографический гений, открывший России и джаз, и джазовый танец, и джазовую (не только) поэзию. Валентин Парнах также первым из российских джазменов прикоснулся к тому, что много позднее будет относиться к области фри-джаза (исполнял… сложные эксперименты музыкального модернизма, например, балетную сюиту Д.Мийо «Бык на крыше» [9]).

Первые стихи Парнаха вышли в Париже с иллюстрациями Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, одну из книг предварял портрет автора работы Пабло Пикассо [2]. Однако дальнейшая жизнь Валентина Парнаха в России сложилась уже не так блестяще. Он выпустил еще одну стихотворную книгу и работу по истории инквизиции. Работал переводчиком Иностранной коллегии при Союзе писателей. В 1941 году, оказавшись в эвакуации в Чистополе вместе с Мариной Цветаевой, Парнах волею случая становится участником судьбического для Марины (или, вернее, завершающего судьбу) эпизода: он и Цветаева одновременно пытаются устроиться работать за пропитание в литфондовской столовой, и Парнаха, в отличие от Цветаевой, берут - стоять на дверях [2]. Умер Валентин Яковлевич Парнах 29 января 1951 года. Его внуку, художнику Максиму Александровичу 50 лет.

В Москве сохранились оба вышеупомянутых зала, где впервые прозвучал джаз на территории нашей страны. Благодаря любезности руководства и работников ГИТИСа и ДОМЖУРа, удалось провести фотосъемки, результат которых предлагается Вашему вниманию.

1. «Советский джаз. Исторический очерк», А.Н.Баташев, М., Музыка, 1972.
2. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/butov/ parnah.html
3. http://ru.wikipedia.org
4. «Джазовые силуэты», Аркадий Петров, М., Музыка, 1996, стр.13-22.
5. http://www.russian-bazaar.com/Article.aspx?ArticleID=342
6. http://patefon.knet.ru/ivk/begin.html
7. http://www.netslova.ru/loshilov/pushkin-rem.html
8. Валентин Парнах, «Жирафовидный истукан», М., «Пятая страна», «Гилея», 2000, стр.8-10.
9. Там же, стр.6.

(С) Виктор Байнов текст фото 2007



Валентин Парнах. Мемориал
Участники фестиваля 2007
Впечатления о фестивале
Другие фестивали в городе
Джазовые концерты в городе
Используются технологии uCoz