****************** ДЖАЗ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ****************** ************* Центр культуры УРАЛ 17 ноября 2010 года************* *************** GANELIN TRIO PRIORITY ***************  

Вячеслав Ганелин (Израиль) - фортепиано, синтезатор, перкуссия
Пятрас Вишняускас (Литва) – сопрано-саксофон
Клаус Кугель (Германия) – ударные инструменты

Я всегда делал музыку под себя –
плохо ли хорошо – но это было мое.
В. Ганелин

Едва ли найдется в современном джазе музыкант, которого можно назвать джазовым композитором с большим основанием, нежели Вячеслава Ганелина. Да и в исторической перспективе таковых можно пересчитать по пальцам: Дюк Эллингтон, Чарли Мингус, может быть, Карла Блей, еще несколько имен… Ганелин, безусловно, из их числа. Любопытно, что эти выдающиеся музыканты не были новаторами в смысле создания нового стиля или языка. Они, скорее, усовершенствовали уже разработанную для данного стиля форму композиции (в мэйнстрим-джазе – вариационную, в свободном джазе – так наз. открытую), неизменно обогащая и углубляя ее содержание. Из этой немногочисленной компании лишь Ганелин обратил свое профессиональное образование на благо джазового искусства; в большинстве других случаев, как, например, у пианиста Сесила Тэйлора, консерватория не принесла никаких творческих дивидендов, а потому, к счастью для джаза, он вовремя из нее убрался. Великий трубач Майлс Дэвис, едва поступив в знаменитый Джульярд, сразу понял, что это «белое» учреждение, где учат исполнять и сочинять музыку «по правилам», не сулит ему ничего хорошего, а потому сразу подался в нью-йоркские клубы и начал нюхать кокаин – одним словом, стал «настоящим» джазменом. Впрочем, подобные зигзаги и повороты – всего лишь вопрос выбора, традиций и образа жизни. Но, так или иначе, отношение публики ко всякого рода экспериментам, новациям и новаторам всегда было сдержанно-подозрительным, а то и вовсе негативным (академическая музыка далеко не исключение), тогда как к перфекционистам вроде Дюка - более лояльным и доброжелательным; биография Чарли Мингуса («Beneath the underdog» / «Гений хуже неудачника») лишь подтверждает эту закономерность. В случае Ганелина его парадоксальный род занятий сыграл, что называется, на руку: джазовый пианист (без специальной подготовки, недаром одним из его кумиров был Телониус Монк, который нигде не учился) и профессиональный академический композитор.

Музыка Вячеслава Ганелина, начиная с его знаменитого трио с саксофонистом Владимиром Чекасиным и барабанщиком Владимиром Тарасовым, вызывала зависть, ревность и не(недо-)понимание, главным образом, в профессиональной среде апологетов «истинного» джаза. Сторонники обновления советского местечкового джаза (Резицкий в Архангельске, Курехин, Гайворонский и Волков в Питере и еще несколько «настырных» в провинции), наоборот, расправили крылья. В этом смысле Трио Ганелина на просто «повлияло», а установило планку. Примечательно, что отношение советской публики к музыке Ганелина было, по большей части, откровенно восторженным, и не только благодаря ее эстетической оппозиции официальной коммунистической идеологии. В ней всегда присутствовали удивительный баланс импровизации и композиции, отнюдь не очевидный для стилистики свободного джаза, ощущение (в первую очередь слушателем!) логики развития музыкальной пьесы и оптимального выбора ее элементов (темпа, динамики, кульминации, ритмического движения), ощущение интриги и одновременно гармонии, красоты и художественной достоверности этой беспокойной музыки.
Но феномен Ганелина состоит не только в неизменном следовании своему избранному пути на протяжении почти полстолетней музыкальной биографии (в то время как большинство его авангардных коллег подались в джазовый мэйнстрим, либо в попсу), но и в отношении значительной части джазового сообщества к его сегодняшней музыке, которое можно назвать позитивно-уважительным априори и заинтересованно-соучастным in action. Потому что, несмотря на свои 65 лет, он остается Мастером и Художником.

Вячеслав Ганелин впервые появился в Свердловске в 1971 г. с Владимиром Тарасовым, чтобы сыграть «неофициальный» концерт под патронажем одного из местных комсомольских функционеров. Отсюда они увезли саксофониста Володю Чекасина, который после окончания Уральской консерватории безнадежно прозябал в нашем военно-промышленно-полицейском городе. Так сложилось уникальное Трио Ганелина (или ГТЧ – Ганелин-Тарасов-Чекасин), которое считается самым выдающимся ансамблем в истории советского джаза. Через три года уже знаменитое Трио выступило в зале местной филармонии при полном аншлаге, - по сути, это был дебют последующего многолетнего проекта свердловского «филармонического джаза». С тех пор прошло 35 лет…

Наиболее впечатляющим событием в биографии ГТЧ было американское турне 1986 г., которому сопутствовали феноменальный успех и восторженные отзывы музыкальной прессы, и это притом, что американцы, как правило, редко жалуют «чужой» джаз. Американские гастроли проходили уже «на излете» Трио, которое к 1985 г. по мнению лидера исчерпало свой креативный потенциал и сразу после возвращения из США окончательно распалось, а недавние партнеры занялись собственными проектами. Вячеслав Ганелин уехал в Израиль (страну явно не его масштаба и способностей), сменив имидж советского культурного диссидента на вполне комфортную должность профессора Музыкальной Академии в Иерусалиме. Далее, постепенно реанимируя славное джазовое прошлое, превратился в одну из самых заметных звезд на джазовом небосклоне. Сегодня он организатор и продюсер двух международных фестивалей в Израиле, приглашенный гость наиболее престижных форумов Европы, Америки и Японии, автор многочисленных сольных проектов в качестве «человека-оркестра» и, наконец, лидер нескольких ансамблей, один из которых – Trio Priority – можно считать более-менее постоянным (учитывая историческую склонность Ганелина к подобному инструментальному формату). «Priority» включает универсального немецкого барабанщика Клауса Кугеля, знакомого местной публике по весеннему концерту американской пианистки Конни Крозерс, а также лидера второй волны литовского джаза и периодического партнера «израильского» Ганелина Пятраса Вишняускаса, в прошлом ученика и творческого наследника «великого и ужасного» Владимира Чекасина (хотя в роли педагога этот бывший лидер советского джазового саксофона всегда был более прагматичным и конструктивным).

За пределами джаза (около 30 CD) послужной список Ганелина содержит различную музыку к драматическим спектаклям в Европе и Америке (более 40), балетам, мюзиклам, кинофильмам (36), ТВ-сериалу, а также две оперы и несколько симфонических и камерных сочинений из области академической музыки, но все из перечисленного в этом абзаце имеет к джазу лишь косвенное отношение. А самое непосредственное отношение к нему имеет целая страница в американской «Энциклопедии джаза» Гроува (наиболее подробный справочник), посвященная Вячеславу Ганелину, и этот факт - свидетельство самого высокого рейтинга этого музыканта в мировом джазе.

Помимо огромного количества русскоязычных публикаций «на тему Ганелина», любопытные дамы и господа могут обратиться к персональному сайту джазового маэстро <ganelin.com> и, более конкретно, <ganelintrio.com>.

(С) Геннадий Сахаров текст 2010
Проект «Джаз по всему миру» / «Другая музыка»
(С) Виктор Байнов фото 2010


Фото концерта
Джазовые концерты в городе
Джазовые фестивали
АНОНС
АНОНС ПЛЮС

Используются технологии uCoz