************************************** Джаз в Екатеринбурге **************************************

ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ "УРАЛ"
ул.Студенческая, 3
Касса (343)360-20-20
Телефон для справок (343) 360 19 60 Сайт:ckural.ru
E-mail:ck.ural@mail.ru

Проект «Другая музыка / Джаз по всему миру»

Концертный сезон 2011 – 2012

С марта 2010 г. Центр культуры «Урал» регулярно проводит серию концертов под общим названием «Джаз по всему миру» / «Другая музыка».
Содержание этого проекта по большей части включает музыку и музыкантов, относящих-ся к сфере альтернативного искусства, которое в сегодняшней России представляет, скорее, парадоксальное творческое исключение, нежели общепринятое коммерческое прави-ло. По этой причине оно достаточно рискованно для массовой публики и элитарно для музыкальных гурманов и любопытных, а потому редко выходит на поверхность гала-концертных площадок и официальных учреждений культуры (в Москве – культурный центр «Дом», в Екатеринбурге – ЦК «Урал»).
Автор проекта: Геннадий Сахаров, gsaharov@mail.ru
Приглашаем к соучастию всех любителей альтернативной музыки.

Начало концертов в 19.00.
Стоимость билетов 400 – 1000 руб., студентам – 200 – 300 руб.
Наш адрес: ул. Студенческая, дом 3.

ФЕСТИВАЛЬ ФРИ-ДЖАЗОВЫХ ДУЭТОВ

1. Новая импровизационная музыка в дуэтном формате.
В нынешнем концертном сезоне проект «Другая музыка / Джаз по всему миру» напо-ловину посвящен фри-джазовым дуэтам мировых звезд первой величины.
1 ноября любителей креативной музыки ожидает встреча с норвежско-американским тандемом саксофониста-кларнетиста Кена Вандермарка (Ken Vandermark) и барабан-щика Паала Нильссена-Лава (Paal Nilssen-Love). Ровно через неделю еще один уни-кальный дуэт легендарного российско-литовского «гражданина мира» Владимира Тара-сова – «мастера таинственных звуков» на различных ударных инструментах - и москов-ского саксофониста Алексея Круглова – одного из самых универсальных и потому вос-требованных российских джазменов нового поколения.

Продолжением дуэтного марафона станут два февральских концерта. Вначале выдающийся американский контрабасист Уильям Паркер (William Parker) с барабанщиком Хэмидом Дрейком (Hamid Drake).
И завершает дуэтный фестиваль знаменитый французский джазово-академический ветеран саксофонист-кларнетист Мишель Порталь (Michel Portal) с балканским пианистом Бояном Z (полное имя Bojan Zulfikarpasic).
Любопытно, что концепция подобного фестиваля, возникнув чисто по-джазовому (т.е. интуитивно-спонтанно), содержит совершенно определенную тенденция, весьма распространенную в современной импровизационной музыке, а именно: поиск новых возможностей взаимодействия между музыкантами для их максимального самовыражения, поиск новых форм, инструментальных комбинаций, звуковых соотношений и новых структурных связей между отдельными эпизодами спонтанной композиции. Разумеется, подобный подход нивелирует само понятие музыкального стиля как совокупной эстетической кате-гории: каждый музыкант (или ансамбль) создает собственный стиль, и словно блуждающая звезда плывет в музыкальном пространстве в поисках партнеров-единомышленников. В этом удивительном (странном, загадочном) путешествии с непредсказуемым маршрутом заинтересованный и любопытный слушатель становится соучастником событий и почти соавтором музыки, не подчиненной каким-либо заданным правилам. К подобному творчеству очень подходит один из тезисов цзен-буддизма: «Истина не нуждается в правилах – сломай их!» Музыка, исполняемая фри-джазовыми ансамблями, столь же далека от всевозможных конвенциональных «правил», как «разговор» африканских барабанов от регулярного маршевого ритма или «птичий язык» современной вокальной акробатики от оперного бельканто. И в этом смысле новая музыка более естественна, натуральна, про-блемна и правдива, а потому часто раздражает благодушного обывателя, ориентированно-го на пресловутый идеал «красоты» и «гармонии».
Приоритет дуэтных форматов в сегодняшней новой музыке сами музыканты объясняют довольно просто: в дуэтах больше степеней свободы, чем, например в трио, тем более в квартете и т.д. (а еще больше ее в сольных импровизациях. Что же касается присутствия барабанщиков в большинстве импровизационных дуэтов, то этот факт тоже следует счи-тать определенной тенденцией музыкальной эволюции в ХХ веке и далее: от мелодии и гармонии к ритму. Задача состоит лишь в его организации, и здесь, как говорится, нет предела творческой инициативы музыканта.

2.Фри-джазовые дуэты.
2.1. Кен Вандермарк – Паал Нильссен-Лав
Кен Вандермарк принадлежит к числу наиболее продвинутых фигур американской ново-джазовой сцены, хотя в последнее десятилетие все чаще появляется в Европе, а в 2008 г. добрался даже до Москвы в составе саксофонного трио «Sonore». Сегодня ему 47 лет, и если на родине джаза его имя ассоциируется, прежде всего, с радикальным сообществом музыкаль-ного Даун-тауна (Нью-йоркский авангард во главе с Джоном Зорном), хотя он к нему организационно не принадлежит, то в Европе, которую Кен начал «осваивать» еще в начале нынеш-него века, он переиграл практически со всеми творческими музыкантами, среди которых можно назвать немецкого саксофониста Петера Брёцмана, украинца Юрия Яремчука, шведа Маттса Густаффсона и нескольких британских и голландских свободных импровизаторов.
Любопытно, что в отличие от большинства авангардистов, Вандермарк никогда не был особенно привязан к Нью-Йорку, предпочитая работать в менее конкурентной джазовой сре-де. После окончания Монреальского университета он поселился в Бостоне, а в 1989 г. переехал в Чикаго, где, по сути, началась его профессиональная карьера на благодатной почве негритянского авангарда 60-х годов прошлого века. Именно здесь проявилась уникальная особенность творческого метода Вандермарка: он не пытался соединить все интересующие его стили и направления в рамках одного ансамбля, но постоянно создавал новые группы для реализации новых и разных идей. Иногда число таких групп доходило до двадцати при одно-временном участии Кена в «чужих» проектах.
В 1999 г. Благотворительный Фонд Макартуров (MacArthur Foundation) присудил Кену Вандермарку именную стипендию, которую в Америке обычно называют «стипендией ге-ния» (в разные годы обладателями ее становились Макс Роач, Орнет Колман, Сесил Тэйлор, Гюнтер Шуллер, Стив Лэйси, Энтони Брэкстон и Джон Зорн – цвет американского джаза вто-рой половины прошлого столетия!). Она присуждается «талантливым личностям, демон-стрирующим экстраординарную оригинальность и всецело посвятившим себя творческим изысканиям и способным выбирать направление своего развития». К этой лестной характеристике стоит добавить, что 500 тысяч долларов, полученных Вандермарком от Фонда Макартуров, музыкант инвестировал в свои текущие и будущие проекты, цель которых – продвижение новой импровизационной музыки в мировое культурное пространство.
Паал Нильссен-Лав – один из периодически-постоянных партнеров Кена Вандермарка, начиная с 2000-го года. Этот норвежский музыкант в свои 35 лет стал едва ли не самым вос-требованным барабанщиком современной импровизационной сцены Европы и Америки. В его послужном списке множество выступлений на джазовых фестивалях в различных частях света, участие в записи более полусотни альбомов с выдающимися музыкантами мирового джаза. Он основал фестиваль импровизационной музыки в Осло и собственный лейбл для за-писи исключительно виниловых пластинок. Благодаря новому поколению творческих импровизаторов, среди которых Нильссен-Лав занимает достойное и почетное место, Скандинавия стала сегодня одним из флагманов новой импровизационной музыки в современной культуре.
Свое художественное кредо Паал Нильссен-Лав лаконично сформулировал в беседе с московским музыкальным обозревателем Дмитрием Липкиным:
- Музыка и музыканты настоящего и прошлого – это часть того, что и как я играю. Я по-стоянно слушаю музыку, абсолютно разную – world, рок, соул, классику, современный ака-демизм и т.д. и т.п.
- Сейчас сложно, да и не нужно, говорить о стилях в музыке и современном искусстве в целом. Каждый сам для себя определяет то, что он слышит или чувствует.
- Музыканты, с которыми мне приходилось и приходится работать, никогда не стоят на месте, всегда двигаются дальше, никогда не оглядываются назад, и тем не менее берут из прошлого то, что позволяет им приблизить будущее.

Более подробную информацию о музыкантах можно найти в журнале «Джаз.Ру» (на сайте www.jazz.ru) и в книге «Великие люди джаза» п/р К.Мошкова (изд-во «Планета», 2009).

2.2. Владимир Тарасов – Алексей Круглов
Хотя слово «ветеран» по отношению к Владимиру Тарасову представляется мне совершенно неуместным – из-за его образа жизни и образа мыслей, феноменальной творческой активности и практически безграничных культурных интересов – тем не менее по возрасту и профессиональному стажу он действительно ветеран, хотя я предпочел бы называть его мэтром, и это, пожалуй, наиболее точное и достойное звание для одного из выдающихся мастеров современного джаза.
Владимир Тарасов родился в Архангельске в 1947 г. Музыкального образования у него нет, и тем не менее с 14 лет он начал играть традиционный джаз в архангельском Клубе моряков. В 1968 г. переехал в Вильнюс и начал выступать в дуэте с пианистом Вячесла-вом Ганелиным, а с 1971 г. уже в трио с примкнувшим к ним свердловским саксофонистом Владимиром Чекасиным. Трио просуществовало 15 лет и оставило неизгладимый след не только в советском, но и в мировом джазе: при всей жанровой «фирменности» ребята играли вполне самобытную музыку, явно оппозиционную по отношению к официальной коммунистической культуре. По выражению одного из критиков, все дальнейшее творчество Тарасова вышло из Трио Ганелина, как Достоевский из гоголевской «Шинели».
Помимо Трио Ганелина, за 50 с лишним лет профессиональной практики Тарасов прошел через все стили и жанры музыкального искусства. Работал в самых разных оркестрах Европы и Америки: от эстрадного и духового до камерного и симфонического. 10 лет на-зад он собрал под своим руководством своего рода фри-джазовую сборную Литвы под на-званием «Lithuanian Art Orchestra» / «Литовский Художественный оркестр», который ис-полнял широкоформатные джазовые опусы, близкие по форме современной композиторской музыке.
После Трио Ганелина Тарасов активно сотрудничает с несколькими выдающимися артистами мирового джаза. Из американцев это, прежде всего, барабанщик Эндрю Сирилл (записи и гастрольные туры), саксофонный квартет ROVA, «Creative Music Orchestra» Батча Морриса и несколько других. Не меньшую активность проявляет он в музыкальном пространстве Европы и сегодняшней России; свидетельство тому его нынешний проект с московским саксофонистом Алексеем Кругловым.
Около 35 лет назад Тарасов начал выступать и записываться с сольными программами для акустических и электронных ударных инструментов, которые со временем все больше эволюционировали в сторону академического авангарда и разного рода звуковых инсталляций. Автор назвал их «Atto» (по-итальянски, действие). В 2005 г. они были изданы од-новременно в Англии и России в одном CD/DVD боксе. А всего в дискографии мастера содержится более сотни альбомов, в том числе с российскими музыкантами, среди кото-рых стоит обратить внимание на записи с вокалисткой Валентиной Пономаревой и питер-скими инструменталистами Вячеславом Гайворонским, Андреем Кондаковым и Владимиром Волковым.
Помимо чисто инструментальных композиций, Тарасов довольно часто практикует разного рода перформансы, инсталляции на художественных выставках и в галереях со своими друзьями-художниками Юрием Соболевым, Ильей Кабаковым и др., выступает с поэтами и писателями Дмитрием Александровичем Приговым и Андреем Битовым. И еще много чего создает джазовый мэтр Владимир Тарасов в современной альтернативной му-зыке и не только в ней. А потому расхожее выражение «человек-оркестр», вполне приложимое к Тарасову, можно с не меньшим основанием перефразировать: «Человек-культура».
Рекомендуемая информация:
1. Владимир Тарасов. Трио. Изд-во «Baltos lankos», 1998
2. Журнал «Jazz квадрат» № 4/2007.
3.Ефим Барбан. Джазовые диалоги. Изд-во «Композитор», С-Пб, 2006
4.Ефим Барбан. Джазовые портреты (книга вторая). Изд-во «Композитор», С-Пб, 2010.
В отличие от гениального самоучки Владимира Тарасова, саксофонист (а также композитор и режиссер) Алексей Круглов (род. в Павлово-Посаде в 1979 г.) получил вполне профессиональное джазовое образование: сначала в музыкальной школе (ф-но), а с 13 лет на саксофоне – детский духовой оркестр, эстрадно-джазовое училище, профессиональный джаз-оркестр и, наконец, Российская Академия музыки им. Гнесиных, - после чего оказался в наиболее продвинутом и музыкально искушенном московском ансамбле «Каданс» п/р знаменитого трубача-композитора Германа Лукьянова. Стоит обратить внимание, что на каждом из этапов обучения джазу Алексей делал акцент на так наз. сценической импровизации, соединяющей в себе чисто музыкальное содержание с театральным действием. В орбиту своих джазовых интересов музыкант активно вовлекает многочисленных представителей мировой культуры ХХ века: композитора Джона Кейджа, художника Казимира Малевича, но, прежде всего, русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Цветаеву, Блока и др. В результате Круглов становится одним из лидеров музыкально-литературного перформанса, основанного на перевоплощении и развитии художественных традиций, которые живут внутри каждого человека и эволюционируют в соответствии с потребностями сегодняшнего времени. Одновременно он продолжает сотрудничать с известными музыкантами российского и мирового джаза: Даниилом Крамером, Владимиром Чекасиным, Игорем Бутманом, Гарри Бартцем, Майком Эллисом, Игорем Широковым.
В 1999 году Алексей Круглов создал ансамбль «Круглый Бэнд», в который, помимо инструменталистов, входят певцы, актеры и всевозможные помощники по творческой деятельности.
Любопытно, что именно рубеж ХХ и ХХI веков оказался для Алексея Круглова своего рода точкой отсчета безоговорочного признания в джазовых кругах, многочисленных премий и наград на различных конкурсах и фестивалях, интереса музыкальных СМИ и, наконец, любопытства традиционно консервативных джаз-фэнов к «необычным» проектам музыканта нового поколения. Все это вместе взятое означает востребованность художника. Востребованность не благодаря моде, рекламе и флирту с публикой, но убежденности в правоте своих художественных идей и музыкальной практике. Одним словом, для Круглова вроде бы наступило время «собирания камней», хотя, если иметь в виду его неуемную творческую активность, он, скорее, продолжает их разбрасывать: киномузыка, джазовые биг-бэнды и академические ансамбли, студийные и концертные записи (всего около двадцати CD), театральные спектакли и перформансы, самые неожиданные и смелые проекты и всевозможная авторская музыка.
Среди многочисленных интернет-ресурсов, посвященных Алексею Круглову, существует сайт Вознесенской церкви, на котором приводится краткая биография и обширный послужной список «православного джазового саксофониста» - еще один штрих в музыкальной истории молодого молодого мастера.

7 октября 2007 года "Круглый бенд" Алексея Круглова представил в Екатеринбурге композицию по поэме Маяковского "Люблю" (http://patent2001.narod.ru/jazzsssr07konts.html)
Алексей Круглов в Екатеринбурге.
(С) Виктор Байнов фото


Используются технологии uCoz