Третий международный фестиваль "Джаз, рожденный в СССР". Екатеринбург, 21-23 октября 2009г.
Третий фестиваль «Джаз, рожденный в СССР» под руководством директора Уральского театра эстрады Николая Головина, с ведущим - членом Московской и Международной Ассоциаций джазовых журналистов Михаилом Митропольским, представил публике три ансамбля, в которых участвовали семь чисто иностранных музыкантов, три русских иностранца и пять российских граждан, исполнивших музыку с элементами уже традиционных, появившихся в ХХ веке направлений - би-боп, рок, фьюжн, украшенных индивидуальными мелодическими пристрастиями исполнителей. Общим выражением лица трех участвовавших в фестивале ансамблей явилась предназначенность широким слоям джазовых слушателей.
********* 21 октября 2009 *********
Фестиваль открывал ансамбль под руководством Билла Эванса (тенор и сопрано саксофоны, вокал), в составе - Alex Nakhimovsky (клавишные), Josh Dion (ударные, вокал), Асхат Сайфуллин (контрабас) и неожиданно для нас появившийся Сергей Ружковский (гитара).
Асхат Сайфуллин и Алекс Нахимовский – это рожденные в СССР советские музыканты, нашедшие свое место и в Соединенных Штатах Америки.
Askhat Sayfullin, контрабасист, сибиряк, выпускник Свердловской консерватории, музыкант и продюсер, уже несколько лет освежает джазовую жизнь в уральских и сибирских городах России гастролерами из США [например, http://patent2001.narod.ru/fotojazz-mustafa1.html, http://patent2001.narod.ru/jazzkonts-nicole-henry.html ].
Алекс Нахимовский эмигрировал в США из Челябинска, преподает, выступает в клубах, участвует в фестивалях, работал с известными штатовскими музыкантами, в том числе с русским американцем, трубачом Валерием Пономаревым, а также с российским мультиинструменталистом Давидом Голощекиным, которые преданы би-бопу и хорошо известны на Урале [ http://patent2001.narod.ru/jazzkonts-ponomarev.html http://patent2001.narod.ru/jazzkontsfilarmon1.html ].
Сергей Ружковский из Ангарска – участник сибирских джазовых фестивалей, выступал в составе квартета «Great Siberian all stars», включающего упомянутого выше Асхата Сайфуллина, пианиста из Новосибирска Евгения Серебренникова и ударника из Иркутска Сергея Кушилкина.
Джош Дион, американский барабанщик и вокалист, продолжает дело своего отца, тоже барабанщика, с детских лет является музыкальным исполнителем, создает и озвучивает собственные композиции.
Bill Evans (саксофонист, флейтист, клавишник, композитор, руководитель оркестров) – это единственный на фестивале музыкант, упомянутый в американском печатном труде 2004 года издания (I.Carr, D.Fairweather, B.Prriestley, «The Rough Guide To Jazz”). Родился он 9 февраля 1958 года (Clarendon Hills, Illinois, USA). Билл Эванс работает в разных стилях: джаз, хип-хоп, регги, фьюжн, бразильская и американская традиционная музыка. Такая всеядность – нередкий в наше эклектическое время феномен. Уроки игры на саксофоне Bill брал у Дейва Либмана, сайдмена группы Майлса Дэвиса. По рекомендации Либмана принят в 1980 году в ансамбль Майлса Дэвиса и записался в нескольких альбомах, например, «We Want Miles». В 1984 году Билл Эванс присоединился к проекту Джона Маклафлина “Mahavishnu Orchestra”, принял участие в записи двух альбомов. Эванс сотрудничал со многими великими джазовыми музыкантами современности. Его первый сольный альбом «Living in the Crest of a Wave» выпущен тоже в 1984 году. Эванс не раз номинировался на музыкальную премию Grammy. С 90-х годов прошлого века года Билл Эванс гастролирует с собственными ансамблями.
Ансамбль исполнил разнообразные, привлекательные для публики, полные современной жизни авторские композиции Билла Эванса и Джоша Диона. Свободное использование Эвансом всех возможностей тенор-саксофона напомнило манеру Владимира Преснякова-старшего во времена освоения им джазового бытия в Свердловске лет сорок назад. Вокал Билла и Джоша расширил звуковую палитру концерта. Сергей Ружковский внес хорошую джазовую струю би-боповской импровизации. Сибирская основательность соединила Сергея с Биллом Эвансом в нескольких парных выходах на авансцену, пазлы их музыкального мышления совпали. Запомнился балладного типа дуэт фортепиано и саксофона со вступительной каденцией Билла.
Сверкнул эпизод с появлением на сцене скрипки, экспрессивно зазвучавшей в руках Виталия Имерели, - яркий импровизационный дуэт с Биллом Эвансом, ознаменованный обрывом пары смычковых струн, что обычно для Виталия, и закончившийся редким случаем - поломанным штекером. Реклама завтрашнего концерта фестиваля.
********* 22 октября 2009 *********
Во второй день фестиваля выступил квартет, состоявший из представителей Финляндии Виталия Имерели (скрипка) и Юрки Кангаса (контрабас), а также Екатеринбургских музыкантов Александра Титова (фортепиано) и Игната Кравцова (барабаны).
Россияне-екатеринбуржцы Александр Титов и Игнат Кравцов – бывшие советские граждане. Александр - музыкант квартета европейского джаза Сергея Проня [ http://patent2001.narod.ru/jazzkonts-pron50.html ] и оркестра джазовой музыки Николая Баранова [ http://patent2001.narod.ru/jazzkonts18letorkbar.html ]. Игнат - участник комбо David Orchestra и концертов с приезжими импортными гастролерами.
Vitaly Imereli, родившийся в Грузинской ССР, теперь живущий в Финляндии, известен в Екатеринбурге по выступлению 10 декабря 2007 года в концертном зале консерватории с пианистом Леоном Пташкой, контрабасистом Асхатом Сайфуллиным и местными музыкантами: Игорем Паращуком (тенор-саксофон), Игнатом Кравцовым (барабаны), Сергеем Пронем (труба) и Виталием Владимировым (тромбон) [ http://patent2001.narod.ru/jazzkonserv1207.html ]. Так в городе познакомились с его энергичной манерой игры, в чем на него несколько походит наш наш скрипач Леонид Элькин [ http://patent2001.narod.ru/fotojazzkonts18letorkbar-1.html ]. В музыке Виталий Имерели стал известен еще с детства. С 1991 года участвует в финском фестивале Pori Jazz и в других аналогичных мероприятиях.
Jyrki Kangas – один из старейших и известнейших финских джазменов, родившийся в Пори (Pori) в 1944 году, известный участием в большом финском международном джазовом фестивале Pori Jazz с 1967 года. Сам фестиваль появился в 1966 году. Юрки Кангас является одним из основателей фестиваля, был директором и, дольше всех, художественным руководителем. Выступал с именитыми американскими джазменами.
Вначале на сцене появилось трио Титов-Кангас-Кравцов. Александр исполнил продолжительную свободную фантазию-размышление, в которую Юрки вставил уважительную точную ноту, затем появился ритм Игната и Юрки и присоединилась скрипка Виталия Имерели. Были исполнены пьесы, основанные на джазовых стандартах. Дюк Эллингтон ("Dont get around much"), джазовый гимн ("Take the A Train"), конечно, соло скрипки в теме Рейнхардта «Nuages», баллады, свинг, босса-нова, произведения в разных темпах и сочетаниях инструментов. Все это предназначено для широких масс джазовой публики. Имерели – ярко экспрессивный в выражении музыкальных мыслей и поведении музыкант. Кангас – основательный контрабасист, по скандинавски хладнокровный внешне, что в балладе, что в дубль-темпе. Однако звучание инструмента и некоторые изменения в лице свидетельствуют о его понимании происходящего на сцене. Недаром Юрки является и мощным организатором музыкального бизнеса.
В конце к действовавшим музыкантам прибавились известные городские исполнители – Игорь Паращук (саксофоны) и Виталий Владимиров (тромбон). Прозвучал диксиленд, затем из звукового хаоса образовалось произведение в быстром темпе, в которое раззадорившиеся артисты внесли максимальное количество минимально коротких звуков.
********* 23 октября 2009 *********
В последний день фестиваля выступал квартет “N.Y. International Band” (США) в составе: Tony Cimorosi – контрабасист, композитор и бенд-лидер, Bob Magnusson – альт- и сопрано-саксофон, Nick Bariluk – фортепиано и клавишные, Mike Clark – ударные.
Тони Симорози более тридцати лет является известной фигурой нью-йоркского бита и джаза. Он выступал и записывался со многими известными музыкантами, гастролировал по Европе, США и в России с разными артистами и собственным ансамблем. В качестве бэндлидера Тони выпустил три CD - " New York International”, "Eklipse" и "Horizon" (музыка этого альбома звучала на концерте). Симорози – пишущий музыкант (книга для басистов "World Beat Grooves for Bass", журналы «BASSICS Magazine», «Jazz Improv Magazine»).
Ник Барилюк работает четверть века как исполнитель и композитор в широком спектре музыкальных направлений – от классики до бразильского этно, от джаза до современной христианской музыки. Ник гастролировал в США, Европе и на Ямайке, играл вместе с множеством артистов, таких, как Bob Baldwin (клавишные), Jon Lucien (вокал), Мichael Urbaniak (скрипка). Записывался на CD (например, “Waltz for Sharon Stone”, “Passionate Pianos”).
Боб Магнусон и Майк Кларк – опытные музыканты, тоже известные в США игрой со многими исполнителями.
Боб – многостаночник, играет на множестве инструментов (саксофоны, кларнеты, флейты, английский рожок, этнические и виртуозные электронные духовые). Боб Магнусон много работает как студийный музыкант с разными составами, принимает участие в различных проектах в разных странах. Его саксофон звучит в передаче «Доброе утро, Америка». Критика отмечает, что Magnusson знает, как создать мелодии, которые завлекают слушателя. Некоторые записи Магнусона можно свободно услышать на его сайте «Музыка левого уха» [ http://leftearmusic.com ]. Человек доброй души.
Кларк (р.3.10.1946) получил признание во время работы с группой Херби Хенкока (Herbie Hancock, b.12.04.1940) в начале 1970-х годов. Выступал на многих сценах и фестиваля мира. Отмечен в джазовых журналах как музыкант джаза и фанка, выпустил книгу “Headhunters” Хенкока.
Установленный в центре авансцены электробас даже своим молчанием подчеркивал ведущую роль Тони Симорози. Использование саксофонов верхнего регистра (альт и сопрано) расширило диапазон звучания, придало яркости и солнечности исполненным произведениям. Индивидуальные повороты мысли двух главных солистов – Тони и Боба вышивали узоры в басах и дискантах музыкальной ткани концерта, создаваемой изобретательными сюжетами композиций, гармоническим фоном Ника и ритмом Майка, который точными ударами по тарелкам и разным частям барабанов расцвечивал идущее в зал акустическое поле. Подвижность, артистизм, обращения к залу басиста-руководителя и перемещения по сцене саксофониста создавали образ зрелища.
Четыре музыканта, затеявшие сыграть квартет во главе с Тони Симорози – разыгравшиеся профессионалы, прибывшие на фестиваль в разгаре их гастролей по России. Как бы друзья ни сидели на сцене, как бы ни двигались по ней, все-равно в концерте звучала продуманная программа, составленная из авторских произведений, направленная на удовлетворение интересов публики. Если бы великий баснописец Иван Андреевич Крылов знал и любил джаз, он с удовольствием отдохнул бы во время концерта, развалясь в своем кресле, вместо того, чтобы бронзоветь в Летнем саду Санкт-Петербурга.
Прозвучавшая музыка квартета Тони Симорози – это не модерн, требующий работы мысли слушателя, не диксиленд с его первозданной наивностью, без сомнения, не свинг, однако же, мощно использованный мастерами в одной из пьес. Музыка квартета – это инструментальный рок, фьюжн, современная эклектика. Симорози – «прозрачный» композитор, его пьесы не удручают звуковой и структурной сложностью, длинными названиями (“Horizon”, “Bernies”, “SETI”, “Navigator”, etc.), они отмечены той простотой, которая, может быть, и есть гениальность. Вспомним короткую формулу Эйнштейна (Е-равно-Эм-Цэ-квадрат-пополам), символизирующую всю необъятность открывшегося на заре ХХ века квантового мира. Выступление квартета отразило часть внутреннего мира музыкантов.
(С) Виктор Байнов 2009 текст фото
Для интересующихся:
http://www.jazz.ru/mag/434/notes.htm Михаил Митропольский, ЕКАТЕРИНБУРГ.BACK IN USSR
Кира Осипова, «Рожденный не в СССР играет в нашем «Джазе…», «Вечерний Екатеринбург», 22.10.2009, №238(147830), стр.2.
http://vkontakte.ru/club11295925 Вероника Грозных о фестивале
http://www.joshdion.com
http://www.cdbaby.com/cd/joshdionband3
http://www.segodnya.ua/news/1023537.html
http://fi.wikipedia.org/wiki/Jyrki_Kangas
http://www.xing.com/profile/Jyrki_Kangas
http://www.porijazz.fi:8180/historia/hallinto?lang2=fi
http://www.myspace.com/tonycimorosi
http://www.meloman.ru/?id=241
http://www.bassplace.com/ST041.html
http://leftearmusic.com
http://www.mikeclarkmusic.com
http://www.drummerworld.com/drummers/Mike_Clark.html
http://leftearmusic.com
|
|