Второй международный фестиваль "Джаз, рожденный в СССР". Екатеринбург, 10-12 октября 2008г.
Прошлогодний, первый фестиваль «Джаз, рожденный в СССР», отметивший восемьдесят пятую годовщину этой музыки в России, отличился двумя качествами: элитностью российских музыкантов и многоцветием звучавших музыкальных стилей [ http://patent2001.narod.ru/jazzsssr07.html ]. Нынешний фестиваль, сохранив первое, распространил второе на музыку больших оркестров.
Ведущий фестиваля – член Московской и Международной Ассоциаций джазовых журналистов Михаил Митропольский.
********* 10 октября 2008 *********
В первый день фестиваля, в первом отделении концерта, оркестр джазовой музыки Уральского театра эстрады под руководством Заслуженного артиста России Николая Баранова исполнил «Рапсодию в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина (26.09.1898–11.07.1937), созданную и впервые прозвучавшую в 1924 году, в инструментовке Ферде Грофе (27.03.1892–03.04.1972), в оркестре «короля джаза» Пола Уайтмена (28.03.1890–29.12.1967). Соло на рояле тогда исполнил сам автор. Это сочинение молодого композитора стало первым в мире примером органического слияния джазовой и симфонической музыки.
Ныне произведения Д.Гершвина в соответствии с действующим законодательством по авторскому праву перешли в общественное пользование. Исполненную на фестивале рапсодию аранжировал известный екатеринбургский композитор, преподаватель (1974–2004) музыкального училища им. П.И.Чайковского, руководитель оркестров, Заслуженный работник культуры РФ Арсений Попович (р.30.07.1942, г.Шанхай), автор музыки для кино (м/ф «Разбойники и музыканты»), аранжировок для театров города (например, оперетта «Веселая вдова» Франца Легара, поставленная в Свердловском театре музыкальной комедии), и других произведений. Обычный биг-бенд театра эстрады расширен приглашенными исполнителями на бас-кларнете (Илья Богданов), обычном кларнете (Илья Коптев), флейте (Дина Селявская) и английском рожке (Татьяна Гимаева). Обновленная ритм-группа составлена в основном из участников Квартета европейского джаза Заслуженного артиста России Сергея Проня [ http://patent2001.narod.ru/jazzkontspronakust.html ]. Соло рояля – Александр Титов, лауреат премии губернатора Свердловской области. Кроме рапсодии, оркестр исполнил несколько пьес на темы Гершвина.
Исполнение рапсодии Джорджа Гершвина продолжило линию оркестра Николая Баранова на воспроизведение известных произведений крупных форм [ http://patent2001.narod.ru/jazzkontsteamuz.html и http://patent2001.narod.ru/jazzkontsestr.html ].
***************
Во втором отделении концерта два известных нам фигуранта – живущий в Германии первопроходец российского джаза, трубач Игорь Широков [ http://patent2001.narod.ru/jazz16.html ] и ансамбль Moby-J из Екатеринбурга [ http://patent2001.narod.ru/jazz17.html ] исполнили в стиле хард-боп насыщенную программу из авторских произведений Игоря, в музыкальных образах отражающих представления автора о таких явлениях, как, например, «Настина ярмарка», «Сон», «Ноябрь», «Солнечный зимний день» и др. Участники сложившегося комбо Илья Макаров (клавишные), Марк Иванцов (тенор-саксофон), Антон Ильенков (гитара), Александр Булатов (бас-гитара) и Евгений Иванцов (ударные) со всей серьезностью молодости поддержали уже умудренного бывшего жителя суровой Сибири в его воспоминаниях. Соединение функций исполнителя и автора музыки особенно присуще революционным периодам в развитии джаза. Так было при возникновении бибопа и, особенно, во фриджазе, отличившемся коренным преобразованием структуры традиционной джазовой музыки. Сейчас, в период ожидания появления в джазе принципиально новых идей, возможность соединения всем известных разностилевых элементов определяется талантом и вкусом музыкантов. Образность акустических высказываний Игоря Широкова и ответное сочувствие в игре его коллег по сцене создали на этом концерте своеобразное звучание, эстетически близкое к свободному джазу, достаточно неожиданное, протянувшееся во времени и трудное для восприятия не ожидавшими такого оборота событий зрителями. Некоторые даже вышли из зала, очевидно, чтобы успеть на транспорт. Оставшиеся вставали в очередь за автографами.
********* 11 октября 2008 *********
Во второй день фестиваля Народный артист России Анатолий Кролл и его студенческий джазовый оркестр «Академик-бэнд», известный в Москве, выступили с программой из серии «Анатолий Кролл: 50 лет в джазе», связанной с 65-летием руководителя оркестра. Будем отличать состав Кролла от известного под таким же именем с 1985 года диксиленда тромбониста Николая Новичкова из Ульяновска.
Анатолий Кролл родился 20.04.1943г. в соседнем областном городе Челябинске, активно концертирует в России. В нашем городе его имя тоже хорошо известно, он выступал и в Свердловской государственной филармонии [ http://patent2001.narod.ru/jazzkontsfilarmon1.html ] и на фестивале «Джаз-Транзит» [ http://patent2001.narod.ru/jazz14.html ].
В двух отделениях концерта были исполнены выигрышные для хорошего биг-бенда произведения известных авторов, зарубежных и российских, в частности, Джона Колтрейна, Юрия Саульского, Теда Джонса, Чика Кориа, Чарли Мингуса, Дюка Эллингтона, Луи Примы. Звучали быстрые и среднетемповые пьесы, блюзы, баллады, босса-нова. Пела обладательница премии «Триумф» Юлиана Рогачева. Солировали, в частности, саксофонист Станислав Должков, контрабасист Сергей Корчагин, трубач Петр Востоков (участник нескольких московских биг-бендов). Анатолий Кролл, как всегда авторитетно, вел концерт, представлял музыкантов, отечески опекал исполнителей. Его задор и энергия придали большому концерту черты джазового шоу.
********* 12 октября 2008 *********
Третий день фестиваля впервые показал нам необычный биг-бенд еще одного из джазовых патриархов России Геннадия Гольштейна из Санкт-Петербурга. Геннадий Гольштейн (р.25.01.1938) – это знаменитый кларнетист и саксофонист, участник первых джазовых концертов и фестивалей в СССР еще в 1950-60-е годы, многолетний преподаватель джазового отделения музыкального училища имени М.Мусоргского. Увлекшись музыкой Ренессанса и барокко, Гольштейн освоил блок-флейту, виолу да-гамба, создал оркестр Pro Anima, действовавший с 1974 по 1998 год. Имеются записи музыки XIV – XV веков (*). Созданный Гольштейном 10 лет назад оркестр под названием «Саксофоны Санкт-Петербурга» включает семнадцать саксофонистов, играющих на всех разновидностях этого инструмента, от сопрано до баритона. В прошлом году оркестр выступал в Риге. Теперь добрался до Урала. В обоих указанных местах Геннадий Гольштейн впервые побывал сорок лет назад. Ривайвл известности музыканта и скромного человека.
Оркестр исполнил программу «Обреченные на счастье», составленную из произведений на темы джазовой классики 1910-1940-х годов, эпохи традиционного джаза и свинга. Диксиленд являлся развлекательной музыкой черного населения Соединенных Штатов Америки. В период коммерческого свинга под большие оркестры танцевали и белые. Те времена естественного подмывания джазом в Америке антагонизма между «белыми» и «черными», видимо, способствовали тому, что в 2008 году американцы избрали первого темнокожего президента США. В СССР в то время джаз тоже был популярен, одновременно происходило силовое физическое решение властью проблемы «белых» и «красных», джаз то запрещали, то он опять прорастал, в 1991 году президент РСФСР распустил КПСС, в 2004 году Госдума ввела празднование Дня единства. Вернувшись к нашей теме, отметим, что после усложнения джазовой музыки (начиная с 1940-х годов – бибоп, позднее – фриджаз), с появлением и распространением рока, джаз ушел в концертные залы для интеллектуально тонких зрителей. Но такого джаза в нашем концерте не было. Хотя исполняемая музыка была утонченной.
Оркестр и вокалисты заполнили оба отделения концерта одухотворенной, красивой, классно стилизованной музыкой. Отсутствующие тромбоны и трубы не мешали показать именно эту, нежную сторону исполненных произведений. Саксофонисты исполняли недлинные соло. Одинокий известный трубач (**) Иван Васильев (р.22.08.1974) вышел к микрофону считанное число раз. Инструментальные пьесы звучали между вокальными номерами с участием великолепной Яны Радион и задорной Айрен Буше, также исполнявшей в оркестре партию одного из альт-саксофонов. Солистки придали яркости выступлению оркестра. Айрен Буше является и визуальным символом эпохи исполняемой музыки, что словами отмечено в прессе (***) сравнением ее с Мэрилин Монро из кинофильма «В джазе только девушки», а глазами заметно на представленных нами фотографиях артистки. Геннадий Гольштейн импровизировал голосом, пел дуэтом с Яной Радион, играл на маленьких барабанчиках, физически олицетворял душу оркестра. Перед каждым номером Геннадий Львович знакомил зрителей с авторами музыки и содержанием исполнявшихся на английском текстов. О чувственной стороне музыки говорят такие слова из песен: «это должна быть ты», «мое сердце с тобой», «зарекись говорить никогда», «если бы ты был со мной», «ты ушла, жизнь опустела», «медленно текут минуты до твоей встречи». Очень лирический концерт.
Впечатление от выступления оркестра Геннадия Гольштейна публично выразил художественный руководитель и директор фестиваля Николай Головин, сказав, что после этого концерта ему захотелось всех любить.
*********Мода на биг-бенды*********
Тридцать лет назад, в 1970-е годы, в пылу полемики, обсуждая особенности нового джаза, Ефим Барбан (****) высказал мнение о бездумно-юношеской сущности свинга. Сейчас он, наверное, согласен с излишней категоричностью такого высказывания. Несомненно то, что оркестровый свинг отвечает простым первичным потребностям не только молодого, входящего в жизнь человека, но и людей других возрастов. В России, переживающей эпохальный сдвиг в сторону первичности потребления перед духовностью, популярная, всюду проникшая современная коммерческая музыка в погоне за прибылью достигает своего потолка художественности, пробивает его, фабрикует все новые повторения по приевшимся лекалам, становится навязчивой и однообразной, потому стремится работать на возбуждение психики. Этому есть альтернатива, есть музыка, контрастная современной, не бьющая в лоб искусственными эффектами, а проникающая в душу за счет более тонких естественных созвучий. Свингующий биг-бенд, исполняющий произведения, в том числе вокальные, основанные на устоявшихся, классических канонах жанра, отвечает потребностям переживания психических состояний, наполненных высокими чувствами надежды, любви, разлуки. Интерес к такому явлению усиливается организацией джазового шоу, талантом исполнителей.
Даже если предположить случайность наполнения трех дней джазового фестиваля биг-бендами, случившееся отражает наличие таких оркестров в стране. Скорее, можно считать случайностью вкрапление современного комбо в стихийное сгущение свинговой биг-бендности. В Екатеринбурге три бенд-лидера продемон-стрировали своими индивидуальностями возможность возрождения широкого интереса к мейнстриму, музыке больших джазовых оркестров, которые существовали всегда, и во второй половине XX века, и в XXI веке. В 1993 году прошел первый Московский фестиваль биг-бендов, еще с участием Олега Лундстрема (1916-2005), который сказал, что «в нем живет тоска по старому свингу» (*****). В Питере в 2008 году прошумел I Международный джазовый фестиваль молодежных биг-бендов "Планета свинг". Центрами джазовой музыки для больших оркестров являются Ростов-на-Дону (основатель Заслуженный деятель искусств России Ким Назаретов, 1936-1993), Новосибирск (Владимир Толкачев), имеются биг-бенды на Дальнем востоке.
Эстрадные оркестры на телеканалах России не являются большой редкостью, но они соединены с произведениями заполнивших экраны современных эстрадных звезд и их аналогов, все звучит в соответствии с возможностями исполнителей, входящих в обойму централизованного телевидения. Единичные выступления двух проникших на телеэкраны, уже популярных джазовых исполнителей (инструменталист и вокалистка) отражают потребность в джазовых звучаниях, хотя организованы с наклоном в сторону сложившейся популярной музыки.
В нашем городе в середине прошедшего века в саду Вайнера давал концерты биг-бенд Владимира Турченко, заслуженного работника культуры РСФСР. В Уральском политехническом институте (УГТУ-УПИ) в 1960-70-е годы действовал, с участием автора, биг-бенд «Эврика» (Игорь Елкин), на физико-техническом факультете – оркестр Анатолия Зацепина. Были биг-бенды в других вузах, в Уральском горном университете биг-бенд существует и сегодня (Владимир Брюханов). В зале Маклецкого сейчас пользуется популярностью симфоджазовый оркестр Виталия Владимирова. В Центральном парке летом играет биг-бенд Александра Котлярова. Военные оркестры исполняют биг-бендовый репертуар. Об оркестре джазовой музыки Театра эстрады написано выше.
Можно ли сегодня говорить об отсутствии в России потенциальной альтернативы современной поп-музыке? В пылу увлечения, несмотря на нынешние финансовые пертурбации, предсказываем моду на возрождение оркестрового свингового стиля с его известными атрибутами бывшей широкой популярности.
(С) Виктор Байнов 2008 текст фото
(*) http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10243360@SV_Guest
(**) http://www.jazz-hall.spb.ru/abiv.html
(***) Ирина Вольхина, Наталья Подкорытова, «В СССР джаз был. Да еще какой!», «Областная газета», №337(4582), 21.10.2008г., стр.7.
(***) http://www.tutti.e-burg.ru/express_archiv/1998/express_archiv98_12.htm
(****) Ефим Барбан, «Черная музыка, белая свобода», издательство Уральского университета, 2002.
(*****) http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=49493
(******) Ксения Шейнис, «Откуда есть пошел джаз», «Вечерний Екатеринбург», №234(14479), 14.10.2008г., стр.6.
(*******) Михаил Митропольский, «Какой именно джаз рожден в СССР?» http://www.jazz.ru/mag/414/yoburg.htm
(********) Джордж Саймон, "Большие оркестры эпохи свинга", пер. с англ., СПб, "Скифия", 2008, 680 стр., илл.
|
|