Фотографии концерта

Другие джазовые концерты в городе

Джаз в Екатеринбурге

На главную страницу

***Джаз в Екатеринбурге***

Уральский государственный театр эстрады 16 декабря 2007

Россия, США, Джаз

Современный джаз – сложная музыкально-общественная система, включающая множество стилей и направлений, как исторически зафиксированных, так и возникающих, меняющихся и переплетающихся. Джаз создан и создается в головах независимых духовно личностей, бесконечный ряд которых начинается от афроамериканцев, освободившихся от рабовладельческой, крепостной зависимости в 60-е годы XIX века практически одновременно с российскими крестьянами, но еще подвергавшихся сегрегационному давлению белого населения Соединенных Штатов, и продолжается до современных сильных индивидуальностей, цвет кожи которых включает множество существующих на земле оттенков. Появился джаз, по сравнению с классической музыкой и, тем более, фольклором, очень недавно, но развивается лавинообразно. Мировому джазу, являющемуся исторически первой из современных форм массовой музыки, можно насчитать сто лет, его классики ушли от нас менее пятидесяти лет назад, а российскому джазу 1 октября 2007 года точно исполнилось восемьдесят пять лет ( http://patent2001.narod.ru/jazzsssr07.html ). Наверное, вследствие скорости развития и жизнеспособности джаза сосуществуют и современный джаз и его первые, классические ныне формы – диксиленд и свинг, а блюз вообще живет как самостоятельный вид музыкального творчества.

Начало современному джазу положил достаточно резкий переход от свинга к бибопу в 1940-х годах нашей эры. Бибоп (Modern Jazz) создан внутренне независимыми цветными музыкантами, в своем стремлении к свободе выражения расширившими выразительные средства джаза за счет известных им достижений классической музыки (импрессионизм, атональность), олицетворяемых, в частности, такими композиторами, как Клод Дебюсси (1862-1918), Арнольд Шёнберг (1874-1951), Игорь Стравинский (1882-1971) с его «русским периодом». Однако, титаны бибопа Charlie Parker (1920-1955), John Birks Gillespie (1917-1993), Thelonious Sphere Monk (1917-1982) использовали классические музыкальные средства в сложном расплаве, основу которого составляли блюзовые интонации и афролатиноамериканские ритмы – родные для них источники жизни в искусстве. Но, конечно, не состоялось бы появление нового джаза без огромного личного таланта и убежденности «Птицы» (“Bird”, “Yardbird”), «Головокружительного» (“Dizzy”) и «Монаха» (“Monk”). Так звали вышеупомянутых темнокожих гигантов джаза их современники, основываясь на личных качествах каждого, позволивших им стать отцами-основателями.
Позднее музыканты других рас, другого происхождения, захваченные джазом, вносят в него свои коррективы, оправдываемые степенью их талантов. В русле концертной жизни джаза есть место и таким явлениям, которые основаны на русских национальных корнях. В качестве примеров можно привести современное трио «НЕ ТЕ» ( http://patent2001.narod.ru/jazzkontsert.html ), а из советских времен – пьесу Андрея Товмасяна «Господин Великий Новгород» (1961). Все имеют право на духовную независимость, некоторые его реализуют в общественном пространстве.

В последнее время жителям Екатеринбурга предоставлена возможность шире ознакомиться с современной джазовой музыкой так называемого «мейнстрима», в частности, «хардбопа», в исполнении российских и местных музыкантов с участием гостей из Соединенных Штатов Америки (например, http://patent2001.narod.ru/jazzkontsricole.html или http://patent2001.narod.ru/fotojazz-mustafa1.html ). Нас, как вечно молодую нацию (судя по постоянной революционности своих поворотов), интересуют другие решительные народы, имеющие взрывные достижения в области искусств, джаза. В частности, любопытно, что собой представляют на живой сцене современные цветные и белые американские музыканты и их творчество. Прибывающие к нам опытные гости демонстрируют достигнутые ими уровни исполнения, лежащего в основном потоке современного джаза. И позволяют проверить в совместном музицировании качество наших местных, российских достижений.

16 декабря 2007 года в Уральском государственном театре эстрады прошел концерт квинтета в составе Ларри Шнайдера (Larry Schneider, США, тенор-саксофон, р.1949), Александра Сипягина (труба, США, р.11.06.1967 в Ярославле) и участников МосГорТрио – Якова Окуня (рояль, р.04.06.1972 в Москве), Александра Машина (барабаны, р.1976 в Санкт-Петербурге) и Антона Ревнюка (контрабас), уже знакомого нам ( http://patent2001.narod.ru/jazzkondakorio.html ).

Яков Окунь – известный сын известного джазового пианиста и педагога Михаила Окуня. Еще студентом Государственного музыкального училища имени Гнесиных Яков прошел в 1991 году международную летнюю школу в Дублине (Ирландия) и получил гран-при на международном конкурсе джазовых ансамблей в Бухаресте (Румыния), выступив с саксофонистами Дмитрием и Александром Брилями и барабанщиком Эдуардом Зизаком. Я.Окунь работал с известными российскими музыкантами – Виктором Епанешниковым, Валерием Кацнельсоном, Алексом Ростоцким, в ансамбле Германа Лукьянова "Каданс", с Игорем Бутманом, Владимиром Данилиным. С 1999 года Яков Окунь и созданное им МосГорТрио работают с иностранными музыкантами, выступают на московских и зарубежных фестивалях.

Александр Машин с 1991 года начал усиленно заниматься музыкой в питерском джаз-клубе "Квадрат", работал в оркестре "North West Dixie Band", в квинтете Николая Поправко - Александра Беренсона, в молодежном ансамбле Дмитрия Баевского, участвовал в джазовых фестивалях в родном городе и за рубежом (Varanger Festival Vadso, Норвегия, Baltic Jazz Malmo, Швеция). Работал с Игорем Бутманом в разных составах. С 1999 года Александр живет в Москве и работает в вышепомянутом МосГорТрио, с другими московскими и питерскими джазовыми музыкантами: Станиславом Григорьевым, Германом Лукьяновым, Алексеем Кузнецовым, Владимиром Данилиным, Алексом Ростоцким, Валерием Пономаревым, Виктором Двоскиным, Андреем Кондаковым, Геннадием Гольштейном, Давидом Голощекиным, Владимиром Волковым, с многими зарубежными музыкантами. Александр Машин – разносторонняя личность, интересный фотограф, известный по публикациям в Интернете ( http://mashinist.photosight.ru http://jazzmashin.com ).

Александр Сипягин в 12 лет уже играл в детском диксиленде под руководством Владимира Сизова. Закончил в 1982 году Ярославское музучилище им. Л.В.Собинова, в 1988 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных, работал с такими российскими джазовыми музыкантами, как Игорь Бриль, Александр Осейчук, Борис Фрумкин, в оркестре имени Леонида Утесова. В 1990 году Александр становится лауреатом 1-го всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (Ростов-на-Дону) и в этом же году на международном конкурсе трубачей имени Телониуса Монка в Вашингтоне стал одним из победителей, в качестве приза получил трубу из рук мастера трубы, флюгельгорна и вокала Кларка Терри (Clark Terry, р.14.12.1920). В результате с 1990 года Александр Сипягин играет в Нью-Йорке со многими известными джазовыми музыкантами. Более десяти лет он работает в комбо Charles Mingus Dynasty Band, созданном в 1979 году благодаря Сью Мингус, вдове Чарли Мингуса (1922-1979), в память об этом композиторе и виртуозном контрабасисте, а также для реализации его наследия в виде не исполненных им самим произведений. В ансамбле работает еще один русский музыкант – контрабасист Борис Козлов. Александр Сипягин гастролирует также с оркестром лиричного фри-джазового контрабасиста Дэйва Холланда (David “Dave” Holland, р.01.10.1946, Англия).

Впервые посетивший Россию тенор- и сопрано-саксофонист Larry Schneider, родившийся в Long Island (New York, США), начал играть в джазовых и ритм-энд-блюзовых составах во время изучения биологии в университете, в возрасте двадцати одного года полностью занялся музыкой в Нью-Йорке. Работал с широко известными музыкантами: в оркестрах Тэда Джонса (Thad Jones, 1923-1986) и Мэла Льюиса ((Mel Levis (Melvin Sokoloff), 1929-1990)), с барабанщиком Билли Кобэмом (Billy Cobham, http://patent2001.narod.ru/jazzsssr07muz.html ), с пианистами Хорасом Сильвером (Horace Silver, р.02.09.1928, создатель хард-бопа) и Биллом Эвансом, на творчестве которого основан описываемый концерт в Театре эстрады в городе Екатеринбурге. Ларри Шнайдер за последние десять лет много времени провел в Европе, участвовал в фестивалях во Франции, Германии, Швейцарии, записал несколько дисков для лэйбла SteepleChase в составе собранного им квартета, например, “Ali Girl”, “Jazz”, «Just Cole Porter”. Двумя наиболее сильно повлиявшими на него творческими личностями Ларри считает Джона Колтрэйна (John Coltrane, 1926-1967) и Билла Эванса.

Настоящий концерт посвящен музыке Билла Эванса (Bill William John Evans, 1929-1980), известного белого джазового пианиста, воспитанного на классической музыке, поклонника Фредерика Шопена (1810-1849), впитавшего достижения бибопа, впервые использовавшего вместе с Майлсом Девисом (Miles Dewey Davis, 1926-1991) принципы модальной импровизации (рождение фри-джаза). Однако Б.Эванс имеет свой выраженный лирический стиль, интеллектуально близкий к «прохладному» джазу (cool jazz), его достижением является превращение джазового трио (фортепиано, контрабас, ударные) в ансамбль, состоящий из трех равноценных голосов, создающих полифоническое звучание. Такой вот заметный узел в прихотливой сетке джазовой музыки образовал Билл Эванс.

Концерт одного американца и четырех русских в Уральском театре эстрады прошел нормально, как положено для одаренных, опытных профессионалов, выкладывающихся на сто процентов. Это их третий по счету выход на сцену в гастрольной серии, включающей пять городов и семь концертов. Ворох нот, убедительное звучание вертикалей фортепиано, накатанные рулады трубы, флюгельгорна и тенорсаксофона, замысловатые горизонтали контрабаса, полиритмия барабанов – все слилось в размеренный энергетический поток добротного композиционно-импровизационного мейнстрима, обладающего коммерческим потенциалом, то-есть, подходящего большинству слушателей. Это было воспринято публикой в зале и отмечено соответствующим уровнем аплодисментов.

1. А.Н.Фишер, Л.К.Шабалина, Джазовый стиль бибоп и его корифеи, Екатеринбург, 2005, 128с.
2. http://www.jazzmashin.com
3. http://www.mashinist.photosight.ru
4. Ефим Барбан, «Джазовые портреты. Сто очерков о музыкантах джаза», СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2006, 304с.
5. http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/2007/07082701.html
6. http://www.jazz.ru/mag/342/default.htm
7. http://de.wikipedia.org/wiki/Larry_Schneider

(С) Виктор Байнов текст фото 2007

Используются технологии uCoz