***Джаз в Екатеринбурге***
******** «Джаз в акустику» в Зале Маклецкого ********
Кто понимает, у того уши вянут от электронного грохота мощной аппаратуры. Если далеко от сцены хорошо слышно, то находясь близко, напротив динамиков, требуется преодолевать естественное желание уйти. Если в первых рядах зала громкость нормальная, то на последних рядах надо напрягать уши. Разрешения такого противоречия возможно там, где специалистам по усилению звука удается учесть специфику акустических особенностей зала. Но есть другой, теперь уже инновационный путь.
«Джаз в акустику» – проект Заслуженного артиста России Сергея Проня (р.21.05.1959, Саратов, на Урале с 1989г.) осуществлен 13 июня 2008 года в Зале Маклецкого Свердловского музыкального училища имени П.И.Чайковского.
Сергей так объясняет уникальность этого решения:
«- во первых – джаз по своей природе – жанр акустический. Красота этой музыки заключается в естественном звучании инструментов в их фантастических сочетаниях. Уникальность джазовой импровизации, помещённой в прекрасную акустику, где переплетаются тончайшие нюансы, передаёт слушателю наиболее полную палитру музыкальных впечатлений. А звукоусиливающая аппаратура искажает индивидуальность и часто создаёт много шума, не совместимого вообще с музыкой. Джазовая специфика заключается в том, что исполнитель ценен своей неповторимой индивидуальностью таким, какой он есть - именно это качество запоминается слушателю. Концертный цикл «Джаз в акустику» позволяет слушателю окунуться в стихию великолепного звучания, исходящего из самой природы джаза;
- во вторых, Зал Маклецкого является лучшим по акустике камерным концертным залом Урала и одним из лучших в России, в нём звучала музыка в исполнении великих русских мастеров на протяжении ста лет; само пространство зала “пропитано” выдающимися образцами музыкального творчества;
- в третьих, программа предлагаемого концертного цикла состоит из оригинальных авторских сочинений. Это музыка, которая рисует урбанистический пейзаж мегаполиса, где находится место и сверхскоростям современного мира и погружению в тишину своих сокровенных чувств и радости жизни. Это то, что находится вокруг нас и внутри нас.
Итак, проект «Джаз в акустику» возвращает музыке ее главное качество – естественность.»
Действительно, в зале Маклецкого в этот вечер микрофоны были расставлены исключительно для записи концерта. Незаметный усилитель минимальной мощности потребовался только для контрабаса, так этот экземпляр инструмента имеет пониженную в четыре раза громкость звука вследствие конструктивных особенностей подставки под струны. Кто-то может сказать - что здесь нового, лет этак сто назад аппаратуры вообще не было. Но где человек, помнящий о безмикрофонных концертах на эстраде? В данном случае новое – это хорошо забытое старое. Силой мысли автора проекта соединены во времени и пространстве два музыкальных объекта небольших размеров – Зал Маклецкого и «Квартет европейского джаза Сергея Проня». Авторской архитектурной работы зал и авторская музыка в нем. Сергей Пронь и его квартет известен на наших страницах с открытия отреставрированного зала Маклецкого, архитектором которого является Дютель Юлий Осипович, он же Юлий Фредерик Иоганн (1824-1908) [http://patent2001.narod.ru/fotojazzmakl.html ]. Сегодня музыкантов и зрителей не разделяет толпа колонок и усилителей.
Музыкальные явления возникают при наличии таланта на почве конкретного состояния общества или его части. Джаз возник в условиях формальной свободы и практической сегрегации негритянского населения США, бибоп – на фоне обостренного чувства жизни во времена второй мировой войны, Фридерик Шопен творил, переживая за поруганную свободу Польши. Философские и музыкальные потенции Сергея Проня, видимо, обусловливают осознаваемое им стремление отразить состояние современного общества в своем творчестве. Сергей концертирует в Европе и России, он – музыкант-исполнитель на семействе медных духовых разного калибра (труба, корнет, флюгельгорн, карманная труба), композитор, организатор фестиваля «Джаз в старом городе», многогранная личность. Участники квартета Александр Титов (фортепиано), Аркадий Балакин (контрабас) и Юрий Ковалевский (барабаны) – опытные творческие музыканты, выросшие в Свердловске-Екатеринбурге, работающие с Сергеем с самого его приезда в наш город. Коллектив квартета в 2001 году удостоен премии губернатора Свердловской области (в качестве барабанщика в тот промежуток времени действовал Юрий Бобрушкин).
В концерте прозвучали авторские сочинения Сергея Проня из последнего альбома «Вальс механической куклы» и другие избранные пьесы.
Одноименная новому альбому пьеса «Вальс механической куклы» открыла концерт и ввела в мир образов балета, у джазового музыковеда и журналиста Дмитрия Ухова это ассоциировалось с Коппелией, персонажем балета Л.Делиба по новеллам Э.Т.А Гофмана. «Встречное движение» рассказало о сложностях на дорогах Екатеринбурга. В этих пьесах ярко звучали корнет и труба. В первом исполнении баллады «Ты видишь сердцем» флюгельгорн доверительным мягким голосом пел о прекрасном чувстве понимания близкого человека. Очень проникновенно солировал рояль, постепенно подняв поддержанный барабанными щетками накал исполнения до кульминации, которую разрешил напряженно-интимный голос контрабаса. В «Петрушке» труба с сурдиной, фортепиано и тарелки прекрасно выстроили всем с детства известный образ изломанного движения наивного персонажа. Точку в первом отделении поставил быстрый вальс.
Во втором отделении музыканты, с участием карманной трубы и кепки на голове Сергея, рассказали о долларовой находке мальчишки («3$»), затем исполнили произведение на тему альбома X-Dance, порадовали отрывистой мелодией в боссанове («Эль Босса»), в которой солировали труба и фортепиано. В темпе вальса квартет причудливо изобразил «Лезгинку». В балладе «Облако для Марины» труба показала, как она может выразить элегическое чувство. Кстати, в галерее «Парарам» сейчас выставлена картина Юрия Первушина «Облака» (х.м., 80х80, 56т.р.). План концерта закончила премьера – «Барыня», в которой народная тема перекликается с собственной мелодией автора. Быстрое произведение звучит то в четырех, то в трех четвертях, то вдруг переходит в свинговую импровизацию. Яркое произведение, достойное завершения вечера. Руки исполнителей украсились цветами. Однако музыкантам пришлось еще исполнить на бис джазовый стандарт “Ain’t Misbehavin” (1929, music Thomas Wright “Fats” Waller and Harry Brooks).
Состоялся праздник звука, свободного от электроники, сопровожденного интересными комментариями автора музыки Сергея Проня. «Расчисленные» конструкции произведений были наполнены вдохновением технически высоко оснащенных музыкантов, со сцены прямо из инструментов мощной рекой текла в зал магическая энергия, растворявшая в себе слушателей. Непостижимое взаимодействие европейского рационализма мышления композитора с диспропорциями современной действительности рождает музыкальные образы в русле джазового мейнстрима, основанного на бибопе. «Ум строен, искусство стройно» – сказал Аллен Гинзберг (1926-1997), поэт, один из четырех основных американских битников 50-60-х годов XX века, сознательно применявший в своих произведениях способы письма, адекватные боповым и блюзовым музыкальным приемам действовавших в то время джазовых музыкантов.
Музыка ансамбля «Квартет европейского джаза Сергея Проня» хорошо принята публикой в Зале Маклецкого.
Проект «Джаз в акустику» планируется продолжить в предстоящем сезоне с участием приглашаемых исполнителей. Грядет двадцатилетие совместной квартетной деятельности музыкантов концерта.
P.S. Благодарность за содействие барабанщику и коллекционеру джаза Валерию Чернавину.
Дискография Сергея Проня:
“Night performance for musicians” 1993
“The last trumpet” 1997
“The Brass Complot” 1998
“Monotones” 2003
“FreeBrass” 2003
“Х-Dance” 2004
“Вальс механической куклы” 2007.
Еще о Сергее Проне:
1. http://www.gorodfm.ru/broadcast/broadcast.21/date.20051223
2. http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/2006/06021601.html
3. http://www.jazz.ru/pages/pron
4. http://www.salonav.com/arch/2004.01/HTM/105.htm
5. http://mmj.ru/article_theme_jmk.html?&article=616&cHash=d421d01a46
6. http://www.jazz.ru/mag/387/default.htm
Эдвард Хэлси Фостер, Битники. Опыт постижений, перевод А.Верникова, издательство «Екатеринбург», 1993.
(С) Виктор Байнов 2008 текст фото
|
|