***Джаз в Екатеринбурге***

Зал Маклецкого, 20 февраля 2007 года, мороз

“В ПАРАЛЛЕЛИ С ДЖАЗОМ”
Авторская программа ВИТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВА

Игорь ПАРАЩУК (деревянные духовые) Аркадий КЛЕЙН (скрипка)
Вадим СУББОТИН (диджериду)
Лауреат премии Губернатора Свердловской области Александр ТИТОВ (фортепиано)
Лауреаты джазовых фестивалей Алексей БЫКОВ (бас)
Игнат КРАВЦОВ (ударные)
Камерный оркестр под управлением
Лауреата международного конкурса им. С.С. Прокофьева ЭНХЕ
Вела концерт Заслуженный работник культуры РФ
Ирина НЕСТЕРОВА
Спонсор концерта – Творческая группа “АРТ-КАФЕ”

Известный мастер музыкальных инноваций, инструменталист и композитор Виталий Владимиров организовал концерт из своих авторских произведений, где публика услышала несколько его пьес для камерного оркестра с различными солирующими инструментами. На страницах “Джаз в Екатеринбурге” отражено несколько концертов Виталия в зале Маклецкого.

Ведущая Ирина Нестерова, побывавшая на репетиции концерта, отметила, что пьесы достаточно сложны, представляют собой “густо замешанное тесто” и что музыка контактна и демократична. Так оно и есть. Прозвучавшие произведения наполнены национальными образами нескольких этносов, на звучание писаных партитур оркестра накладываются вдохновенные импровизации солистов. Радостная, взволнованная атмосфера первого исполнения, горячие чувства исполнителей и теплота зала составили контраст с крепким уральским морозом до и после концерта.

В первой “Сюите для духовых, фортепиано и камерного оркестра” в семи частях на фортепиано священнодействовал автор. На целом ряде духовых инструментов играл И.Паращук, один из лучших саксофонистов России. Трудился Энхе, дирижер Уральского академического филармонического оркестра.
Сюита началась очень тихим унисоном виолончелей, в который влился протяжный звук дудука (армяно-грузинский инструмент). Возможно, это пустыня Негев, но чувствуется, что оазис близко, на волнах фортепиано внезапно взвился ярким пассажем кларнет. Затем, похоже, караван двинулся дальше к своей цели, на шагах контрабасов и виолончелей саксофон-сопрано исполнил синкопированную импровизацию. Танец бас-кларнета, затем соло фортепиано и альт-саксофона в свободной манере. Легкая усталость отразилась во вздохах струнных инструментов, но цель близка, фортепиано и кларнет почуяли стойло и оно явилось в образе настоящей волынки вместе с волынщиком Паращуком в соответствующей шотландской шапочке, но без юбки, правда, в брюках. Караван пришел. Яркая короткая кода. Аплодисменты. Еще раз кода. Опять аплодисменты.

Вторая пьеса – баллада “Как шаги на водной глади”. За фортепиано А.Титов, на скрипке А.Клейн плюс оркестр. Ассоциации с великим французским скрипачем Грапелли 60-х годов прошлого века.
Александр Титов – известный джазовый пианист, участник «Джаз-квартета» Сергея Проня, проектов с Игорем Захаровым, Игорем Паращуком, Александром Клейном, джазового трио с вокалисткой Еленой Захаровой и саксофонистом Марком Иванцовым.
Аркадий Клейн - лауреат национального конкурса “Российская звезда” в номинации эстрадное исполнительство. Принимал участие в фольклорных и джазовых фестивалях в России и за рубежом. Активно концертирует в разных составах: джазовые коллективы Игоря Паращука, Игоря Захарова, Виталия Владимирова, эстрадная группа “Старое кафе”, проект современной музыки “SenSound”.

Последнее произведение концерта – сюита “Иерусалимские песни” в трех частях. В первой части вступил в дело малоизвестный, австралийского происхождения духовой инструмент диджериду, довольно длинная труба со слегка выгнутым вверх раструбом. В натуральном виде это древний инструмент естественного происхождения – в засушливый период термиты выгрызают сердцевину эвкалипта, чтобы пить его сок и не умереть от жажды. Остается найти такое дерево и вырезать из него полую часть, что и делают аборигены. Конечно, ужасно цивилизованные люди наловчились делать искусственные диджериду из пластика и дерева. Низкий звук диджериду оказывает примерно такое же благотворное влияние на человека, как урчание кошки. Екатеринбуржец Вадим Субботин, кроме игры на диджериду, ведет занятия в центре восточных практик, проводит классы релаксации. Участвовал в концертах в Москве с барабанщиком Игорем Захаровым, Игорем Паращуком и другими исполнителями современной импровизационной музыки.

Итак, в первой части “Иерусалимских песен” диджериду магнетизирует слушателей как своим звуком, так и видом. Звучание его практически не прерывается благодаря специальному циркулярному дыханию и прорезает волны оркестра, как подводная лодка на перископной глубине. Вторая часть исполнена темпераментным Александром Клейном и оркестром, как разыгравшаяся трагедия в еврейско-цыганском духе, постепенно успокоившаяся и сошедшая на три пиано. Последняя часть – оркестровый галоп.
Как положено – цветы и поздравления автору и исполнителям.

В зале Маклецкого прозвучала современная музыка с импровизациями, исполненными знающими джаз музыкантами.
Концерт окончен, время (целый час) прошло очень быстро, оставило хорошее впечатление.

P.S. "Виталий Владимиров" (беседа Геннадия Сахарова с Виталием), "JAZZ-КВАДРАТ", 2007, № 1 (67), стр.18-21.

(С) Виктор Байнов 2007 текст фото

Фото концерта

Другие джазовые концерты в городе

Фестивали "Джаз-Транзит"

Джаз в Екатеринбурге

Используются технологии uCoz