Часть первая фото концерта

Часть вторая фото концерта

Другие джазовые концерты в городе

Джаз в Екатеринбурге

***Джаз в Екатеринбурге***

****Симфо-джаз Виталия Владимирова****
**********в зале Маклецкого**********

Концертный зал Маклецкого в Свердловском областном музыкальном училище им. П.И.Чайковского, открывшийся в 2004 году (см. http://patent2001.narod.ru/fotojazzmakl.html), стал одним из оживленных музыкальных, в том числе джазовых центров города Екатеринбурга.

30 мая 2006 года, точно через год (http://patent2001.narod.ru/jazzkontsmakl2.html), в зале Маклецкого состоялся очередной концерт биг-бенда музучилища под руководством известного джазового музыканта и ньюсмейкера, тромбониста и аранжировщика Виталия Владимирова. Как и в прошлый раз, состав оркестра включает профессионалов. Это David Orchant (труба, флюгельгорн) из Великобритании, а также российские музыканты-солисты: Сергей Пронь (труба, флюгельгорн), Марк Иванцов (тенор-саксофон), Игорь Паращук (дудук, бас-кларнет), Павел Татаровский (труба), Аркадий Клейн (скрипка). Трио “Моби Джи” (Илья Макаров - ф-но, Алексей Быков - бас, Андрей Пономарёв - барабаны) составило ритмическую основу оркестра. Кроме того, на сцене присутствовала струнная группа, временами создававшая эффект симфоджаза.
В концерте участвовали несколько вокалистов - Анастасия Иванцова, Мария Виненкова, Ольга Клейн и Елена Захарова, а также исполнитель на губной гармонике Борис Плотников, впервые объявившийся год назад в этом же зале.
Вел концерт Сергей Пронь.

Исполнялись джазовые стандарты и пьесы В.Владимирова и С.Проня, как уже звучавшие в этом зале год назад и в ночь перед Рождеством (http://patent2001.narod.ru/jazzkontscrist.html), так и новые. Программа концерта оказалась более насыщенной и разнообразной. Относительное увеличение количества музыкантов-профессионалов и расширение тембрового спектра придали новое качество звучанию оркестра. На зрителей, как на добротном фестивале или конкурсе, оказал эмоциональное воздействие ряд произведений и исполнителей-солистов, несмотря на их количество в единицу времени, не только не показавшийся длинным, но и образовавший стремительный поток музыки, не прекращавшейся почти два часа.

Хорошие импровизационные возможности продемонстрировал Борис Плотников, игравший ярко и вдохновенно на губной гармонике, в том числе в симфо-джазовом сопровождении. Среди вокалистов, по субъективному мнению автора, “выиграла конкурс” опытная Елена Захарова, каждая из поющих солисток оркестра по своему украсила визуально-звуковое полотно концерта.

Струнная группа в Екатеринбурге использовалась, например, в биг-бенде Николая Баранова (театр Эстрады) и, еще ранее, в оркестре Свердловского музыкального училища, которыми (и оркестром и училищем) руководил, в частности, старейший работник училища Владимир Иванович Турченко, поныне ведущий преподавание по классу тромбона. В концерте прозвучала сюита для деревянных духовых и камерного оркестра "Шесть шагов" (часть 3) Виталия Владимирова, соло на бас-кларнете исполнил Игорь Паращук. Неплохо было бы услышать все произведение целиком.

Полное симфо-джазовое звучание оркестра было продемонстрировано и в пьесе “Putting On The Ritz” (Irving Berlin), соло на скрипке исполнил Аркадий Клейн. Скрипка в джазовом звучании очень редкий инструмент у музыкантов Екатеринбурга, тем более, в биг-бенде. Можно вспомнить разве что двоих скрипачей, работавших в малых составах: Леонида Элькина (ансамбли “Доктор Фауст”, “Music Forum”), принимавшего участие в фестивалях и концертах, и Эдуарда Зайцева, знающего толк в джазе, выступившего на одном из концертов фестиваля “Джаз-Транзит” в составе трио со своей пьесой, посвященной любимому им Майлсу Девису.

Большое впечатление произвело исполнение Сергеем Пронем с трио “Моби Джи” собственного произведения "I haven’t left" (“Я не ушел”), посвященного памяти Валерия Алексеевича Куцанова [1944-2006]. Валерий Алексеевич работал в училище более тридцати лет, был организатором и руководителем эстрадного отделения с 1974 по 2005 годы. Он был ярким лектором, талантливо и результативно использовал релятивную систему преподавания сольфеджио. Исполнение посвященной Валерию Куцанову пьесы началось с шепота и шороха трубы перед микрофоном, после чего последовало эмоционально сильное импровизационное развитие (см. фототетраптих в начале части второй фотографий концерта). Этот всплеск чувств Сергея Проня был тем более хорошо понятен зрителям, что многие из них хорошо знали Валерия Алексеевича и его заслуги в жизни музыкального училища.

Марк Иванцов на тенор-саксофоне и Виталий Владимиров на тромбоне в очередной раз порадовали публику своими импровизациями.

В целом весенний концерт биг-бенда под руководством Виталия Владимирова продемонстрировал действительные творческие возможности джазовых музыкантов города. Деятельность В.Владимирова напоминает о таких известных, активно содействовавших развитию джаза тромбонистах, композиторах, аранжировщиках и бенд-лидерах, как, например, “Kid” Ory (1886-1973), “Jack” Teagarden (1905-1964), Ray Conniff (1919-1974), конечно же и популярный Glenn Miller (1904-1944). Правда, во времена Гленна Миллера под биг-бенды танцевали и раскупали их записи широкие массы граждан. Однако никто не проверил, как в наши дни публика на дискотеке или, к примеру, на праздновании Дня города, отреагирует на появление джазового оркестра с танцевальным репертуаром. Недавно на Соборной площади Московского Кремля на смотре военных духовых оркестров был исполнен марш "Прощание славянки" в джазовой обработке.

Концертный зал Маклецкого расположен в районе сгущения культурной среды Екатеринбурга. Музыкальное училище, рядом - музей истории города и дом фотографа В.Л. Метенкова, Театральный институт, Государственная филармония, недалеко - Литературный квартал с музеями писателей Урала, а расположенный напротив зала городской сад был местом общественных гуляний, концертов и танцевальных вечеров как в дореволюционные, так и в советские времена.


Благодарность за помощь Владимиру Полуэктову, Владимиру Смолкину и Валерию Чернавину.

(С) Виктор Байнов, текст, фото, 2006

Используются технологии uCoz