***Джаз в Екатеринбурге***

******** Гала-джаз в филармонии ********

Вчера в Свердловской государственной академической филармонии закончился симфонический сезон 2007-2008 годов. А сегодня, 5 июня 2008 года, гала-концертом закрылся джазовый сезон. Закрыли его четыре звезды инструментального российского джаза и звезда вокала города Нью-Йорка (США).
Филармония расположена на оживленном перекрестке Екатеринбурга, в месте сгущения памятников старины и действующих культурных центров. Через улицу напротив находится Литературный квартал с несколькими концертными площадками и музеями, рядом – театральный институт со своим залом (здание Общественного собрания, 1873г.). Через другую улицу действуют Свердловское государственное музыкальное училище имени П.И.Чайковского с знаменитым концертным Залом Маклецкого (1900г.) и музей фотографии «Дом Метенкова» (фотоателье с 1898г.). В двух-трех сотнях метров от филармонического зала стоят Вознесенская церковь XVIII-XIX веков и Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших (2003г.), память о судьбе Российского императора Николая Второго, его семьи и ближайшего окружения. В глубине квартала за зданием филармонии можно пройтись по тропинке забытого, дикорастущего «Сада Вайнера», до революции 1917 года и в советские времена бывшего городским местом отдыха с деревянной концертной площадкой и танцевальной верандой.
Здание филармонии, строительство которого начато еще в 1910 году, оформлено в современном виде в 1927 году как советский Деловой клуб (архитекторы К.Т.Бабыкин, Г. П.Валенков, Е.Н.Коротков), в зале которого проводились совещания, однажды выступал посетивший Свердловск поэт Владимир Маяковский, действовал камерный театр. Помещения филармонии, созданной здесь в 1936 году, хранят память о выступлениях советских и российских деятелей искусств высокого класса – Марка Павермана, десятки лет руководившего симфоническим оркестром филармонии, пианистов Генриха Нейгауза, Эмиля Гилельса, скрипачей Давида Ойстраха, Владимира Спивакова, композиторов Рейнгольда Глиера, Максима Шостаковича, танцора и хореографа Махмуда Эсамбаева, старейшего советского джазмена из Одессы Леонида Утесова с его оркестром, многих других классических и джазовых исполнителей.

Роль ведущего в торжественном концерте, посвященном памяти Оскара Питерсона (Oscar Emmanuel Peterson, 15.08.1925-23.12.2007, Canada), исполнял Владимир Фейертаг, известный джазовый критик из Санкт-Петербурга, автор книги «ДЖАЗ. ХХ век. Энциклопедический справочник». Оскар Питерсон – это «Пианист, руководитель трио. Наряду с Артом Тэйтумом считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники (его называют джазовым Листом), стремившимся сблизить джаз и академическую музыку» (В.Фейертаг). К радости джазовых фотографов, второй страстью Оскара являлось фотографирование (Юрий Верменич). Фотографии О.Питерсона с фотоаппаратом имеются на посвященном ему сайте [ http://www.oscarpeterson.com ].

Большой джазовый вечер в трех отделениях открыт Народным артистом России Анатолием Кроллом (фортепиано, Москва) в составе джазового трио с контрабасистом Сергеем Корчагиным и барабанщиком Александром Кульковым исполнением пьесы «Тело и душа» (Edward Heyman and others), которую тенор-саксофонист Колман Хокинс (Coleman Hawkins, 1904-1969) записал на пластинку еще в 1939 году и исполнял в трио с Оскаром Питерсоном на гастролях по Европе 1968 года. А.Кролл (р.20.04.1943, Челябинск), академик Российской академии киноискусств «Ника», почетный профессор Челябинской академии культуры и искусств, доктор искусств Международной академии наук Сан-Марино – масштабная фигура современного российского джаза, композитор, организатор фестивалей («Российские Звезды Мирового Dжаза», Москва), бенд-лидер (например, кинофильм «Мы из джаза») и пианист, тонко чувствующий публику. Специально для присутствующих женщин им был исполнен лирический вальс. Кролл, человек-оркестр, продемонстрировал свинговый пианизм мощного стиля, наполненный многоголосными аккордами и стремительными арпеджио. Анатолий Кролл известен в Екатеринбурге и как ведущий участник фестиваля «Джаз-Транзит» 2005 года [ http://patent2001.narod.ru/jazz14.html ]. Екатеринбургский бенд-лидер Николай Баранов считает себя учеником Анатолия Кролла [ http://patent2001.narod.ru/jazz-baranov.html ].
Затем на сцену вышел Народный артист России Игорь Бриль (р.09.06.1944, Москва), пианист, композитор, педагог, профессор, как и Анатолий Кролл – один из первых джазменов с классическим фортепианным образованием, взявших в свои руки джазовое исполнительство в СССР. И.Бриль исполнил свое произведение в двух частях («Молитва» и «Вдвоем на площади»), дань памяти Оскара Питерсона. Затем Игорь рассказал о своих приобретениях первых подпольных записей джаза в советские годы, исполненных на фотопленке от рентгеновских снимков, и сыграл воспоминание о блюзе той поры. Публика приняла участие в творческом процессе, отмечая дружными хлопками ритм произведения. Руки Игоря Бриля выражают на клавишах его философское понимание жизни, воспроизводят широкий диапазон джазовых гармонических звучаний и фонических нюансов.
Третьим в первом отделении концерта выступал российский и американский классический и джазовый пианист, профессор Техасского университета в Сан-Антонио (США) Валерий Гроховский (р.12.07.1960, Москва), живущий за океаном, ведущий джазовые абонементы в Свердловской филармонии, выступивший на Екатеринбургском фестивале «Джаз-Транзит» [ http://patent2001.narod.ru/jazz14.html ]. В.Гроховский играл в трио вместе с вышеупомянутыми музыкантами С.Корчагиным и В.Кульковым. Вспоминая об Оскаре Питерсоне, трио исполнило несколько вечнозеленых джазовых стандартов. Прозвучало выразительное соло контрабаса, сопровожденное аккордами фортепиано и скромными барабанными щетками. Исполнение Валерия Гроховского на рояле характерно нежным туше, выразительными быстрыми лирическими пассажами.
Затем за второй рояль присел Анатолий Кролл. Квартет импровизировал на темы Дюка Эллингтона и Джорджа Гершвина, узнаваемые публикой, А.Кролл неожиданно вставил в свою игру известную мелодию «Неудачное свидание», нашлось место для соло барабанов.

В антракте на стенах фойе удалось познакомиться с интересными пейзажами Елены Серебровой, посвященными Балаклавской бухте в Крыму, больше таинственной, чем известной, так как в советское время в ней находилась база подводных лодок Черноморского флота. В Крымскую войну XIX века в Балаклавской долине в результате бравой неподготовленной атаки отборной английской конницы на русские порядки погибло три четверти нападавших, в том числе отпрыски британской аристократии. Окрестности узкого, извилистого, вдающегося вглубь суши языка морской воды пока мало освоены туристами и представляют большой интерес как один из уголков Крыма, сохранивших нетронутое современной цивилизацией очарование, содержащих отзвуки прошедших тысячелетий. Это передают картины Елены Серебровой.

Во втором отделении Народный артист России Давид Голощекин (флюгель-горн и скрипка), вместе со своим ансамблем «Четверо» (барабанщик Виктор Епанешников, контрабасист Сергей Васильев и пианист Алексей Подымкин) при участии вокалистки из США Ив Корнелиус представили внешне и внутренне эмоциональное осуществление мейн-стрима, занимающего прочное положение в душе Давида. Квартет Д.Голощекина известен в Екатеринбурге [ http://patent2001.narod.ru/jazzsssr07muz.html и http://patent2001.narod.ru/jazzsssr07konts.html ], мастерская работа этих музыкантов в данный момент не требует повторного комментария. Ив Корнелиус (Yves Cornelius, бакалавр искусств, Manhetten Graduate School of Music), подлинная джазовая исполнительница, импровизирующая скэтом, подвижная и артистичная, оказалась в полном консонансе с таким же энергичным, преданным свингу и бибопу Давидом Голощекиным. Звучание флюгель-горна, скрипки сплеталось с гибким женским голосом в единое стилевое образование, поддержанное другими участниками ансамбля. Мощный поток страстной музыки объединил сцену и зал.

Еще антракт и еще впечатления от классических интерьеров концертного зала и фойе.

Третье отделение соединило на сцене выступавших в концерте музыкантов (джем-сейшн). Коронные пьесы – джазовый гимн «Садись в поезд А» (Billy Strayhorn), тема непостижимой мистической глубины «Туманно» (Erroll Garner) и основной источник темнокожего вдохновения – блюз (Yves Cornelius) – доверху наполнили бокал впечатлений от гала-концерта и джазового сезона в Свердловской государственной академической филармонии.

Фотографии отражают увиденное в филармонии, из нее и вокруг нее.

1. Владимир Фейертаг, «ДЖАЗ. ХХ век. Энциклопедический справочник», изд.София, 2001.
2. Юрий Верменич, «Джаз: История. Стили. Мастера» СПб: издательства «Лань» и «Планета музыки», 2007.
3. http://www.oscarpeterson.com

(С) Виктор Байнов 2008 текст фото



Фотографии концерта
Другие джазовые концерты в городе
Джаз в Екатеринбурге
На главную страницу
Анонс
Используются технологии uCoz