**ВЗГЛЯД СВЕРХУ, НО НЕ СВЫСОКА** ************************************** «НЕ ТЕ» и SAX-МАФИЯ» в зимнем Екатеринбурге
********Концерт авангардной музыки********
*********Екатеринбургский Центр********* **********современного искусства*********
С балкона концертного зала Камерного театра в Екатеринбурге сцена видна как на ладони [см. фото 1-14], все хорошо слышно, как на галерке Большого. Вид сверху на сцену и зал, на исполнителей и публику, обозначил тему – взаимодействие музыки и общества. Музыка сродни философии, обе отражают смысл жизни. Говорят, у каждого философа своя философия. Для истинных мыслителей это так же верно, как и для настоящих музыкантов, шестеро из которых исполнили 19 января 2005 года свои произведения в составе трио и квартета. Три плюс четыре оказалось равно шести, один из музыкантов участвует в обоих ансамблях. Но не только алгебра объединила два состава в одном концерте. Основанное на фольклоре звучание трио и полностью современная музыка квартета при всей разности исходных мотивов выказали внутреннее сходство в раскрытии смыслов, имеющих отношение к современной жизни.
Итак, два ансамбля.
Трио «НЕ ТЕ» [3-6]:
– Елена Сергеева (голос, перкуссия, колесная лира);
– Сергей Жирков (голос, гитара, колесная лира, другие струнные и духовые народные инструменты);
– Эдуард Сивков (саксофоны, ударные инструменты, бас-домра).
Квартет «SAX-МАФИЯ» [7-13]:
– Эдуард Сивков, Сергей Летов, Николай Рубанов и Юрий Яремчук (различные саксофоны, бас-кларнеты).
Концерт вел Лев Шульман [2].
Оформление сцены у обоих ансамблей одинаковое, аскетически–роскошное. Темнота охватывает овальное пятно яркого света. Освещенное ограниченное место действия буквально наводнено музыкантами и, особенно, множеством сверкающих инструментов, уже звучащих или ожидающих своей очереди, полускрытых в тени. Общим для ансамблей является и донесенная до слушателей увлеченность своей музыкой, творческое напряжение, которое царит в этом очень конкретном пространстве сцены. Естественным образом трио и квартет слились в последней композиции, как в джем-сейшн [1, 14].
Простота одежды музыкантов трио, темное закрытое платье и головной платок Елены Сергеевой отвечают выраженной ими устремленности из настоящего к прошедшей жизни предков. Композиции трио глубоки по смыслу. В понятном слушателю современном звучании музыки трио живут выразительные мотивы древних песен, шумы простой общественной жизни, например, кузнечный звон, мычание коровы. Музыка корней цивилизации, взаимодействуя с темнотой неосвещенного пространства сцены, поднимает нечто из рептильного мозга слушателя–зрителя. Верится, что старинная внешне незатейливая жизнь была слитна со своей духовной составляющей. Это непроизвольно направляет на осознание основы, необходимой для устойчивости современной меняющейся жизни. В нашей быстротекучести «Те» – торгующие, строящие и пашущие – делают материальное, являющееся фоном духовной жизни. А «НЕ ТЕ» пытаются выразить для себя и для тех из «Тех», кто слышит, то главное, без чего материальный фон является только блестящей ловушкой, оболочкой, время от времени лопающейся в России.
Внешне более нарядный прикид квартета включает в чем-то клоунские клетчатые широкие штаны, яркие рубашки исполнителей и известную богатую шевелюру при полной тонзуре Сергея Летова. Разница в дизайне по сравнению с трио соответствует большей жизнерадостности музыки квартета, ее полной включенности в настоящее. Современная общественная жизнь по сравнению с той древней жизнью намного усложнилась, ускорилась и стала внешне интенсивнее. Чтобы выжить, не упасть, необходимо, как на велосипеде, постоянно двигаться, быть на виду, на сцене, делать музыку. Поэтому композиций много, инструментов много, вариантов комбинаций много, все не перебрать в одном концерте. Профессионализм, владение инструментами, задор и молодость духа музыкантов обеспечивают им горячий прием.
Геннадий Сахаров в программе концерта отметил недосказанность и полуспонтанность номеров квартета «SAX-МАФИЯ». Действительно, что можно сказать о мелькнувшем за окном поезда сюжете? Только то, что он был и есть, плюс доля фантазии. Музыканты путешествуют по жизни, наблюдают ее проявления, а возникающие творческие импульсы - это шило, которое в мешке не утаишь. Тем более, что имеется возможность о них рассказать в современных гармониях. Взгляды на разнообразную, в том числе политическую и геометро-мистическую, действительность отражаются в названиях номеров («номера», точнее не скажешь!). Сергей Летов поясняет: это – Любовь к НАТО, а вот это – Пентаграмма, и так далее. Публике нравятся яркие, напористые, короткие рассказы. Особенно, когда слышишь впервые и ощущаешь эту новизну. Лет тридцать назад в ДК «Москворечье» (Москва) на одном из концертов джазовой студии Юрия Козырева озорные молодые музыканты (английский ансамбль духовых инструментов) с британским юмором и большим успехом исполняли номера-анекдоты, талантливые не только в музыкальном, но и в театральном отношении. Тогдашнее открытие.
Герой одного советского фильма, охотник, абориген тех мест, бродит по тайге и неприхотливо поет о том, что попадается ему на глаза. Музыканты, да и автор этих строк, тоже по своему «поют» о том, что видят, слышат и пытаются понять их души.
Яркий концерт талантливых исполнителей радует. Общность и контрастное различие двух ансамблей заставляют думать.
(С) Виктор Байнов, текст, фото, 12.03.2005г.
|
|