Фотографии концерта

Другие джазовые концерты в городе

Джаз в Екатеринбурге

Анонс

***Джаз в Екатеринбурге***

К пятнадцатилетию биг-бенда Николая Баранова.

«О, сколько нам открытий чудных...», сказал Поэт. Еще одно, без преувеличения, великое произведение американского искусства, полное джазовых интонаций, впервые публично исполнено в Екатеринбурге. Произошло открытие как для любителей джаза, так и для сайдменов и солистов оркестра Заслуженного артиста России Николая Баранова, принявших участие в концерте. Таким образом, за последние два года в городе, благодаря Уральскому государственному театру эстрады под руководством Николая Головина, прозвучало в концертном исполнении три произведения крупной формы, имеющих отношение к джазу. В заключительном концерте фестиваля «Джаз-Транзит» в апреле 2004 года биг-бендом Владимира Толкачева из Новосибирска и хором «Доместик» из Екатеринбурга исполнен Второй духовный (священный) концерт Эллингтона (The Second Sacred Concert). В июне 2005 года биг-бенд Николая Баранова с солистами исполнил десять фрагментов мюзикла «Вестсайдская история» Л.Бернстайна. Информация об этих концертах имеется на настоящем сайте.

И вот теперь, 6 февраля 2006 года в зале Окружного дома офицеров в первом отделении концерта, посвященного пятнадцатилетию оркестра Николая Баранова, прозвучало тринадцать концертных номеров из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (музыка) и Дюбозе Хэйворда (автор либретто и одноименного романа, получившего известность за 12 лет до появления оперы).

Во втором отделении концерта биг-бенд исполнил семь произведений из своего джазового репертуара.

Созданная в 1937 году, опера «Порги и Бесс» является, как известно, первой по времени национальной оперой США и одним из лучших музыкальных произведений прошедшего века. Конечно, гениальное произведение надо слышать и видеть. Сказать можно только, что в опере отражена подлинная жизнь простых негров - рыбаков приморского местечка со всеми возможными неожиданными поворотами судеб, обусловленными бедностью, стремлением получить удовольствие после трудной работы, необузданностью характеров и сложностью жизни в условиях сегрегации. Здесь есть место для радостей, красоты материнства, для обмана и жестокости, для жалости и самоотверженной любви. Не зря при создании оперы Д.Гершвин пару-другую недель прожил в небольшой рыбацкой деревушке на островке недалеко от Чарлстона, в котором родился и писал литературный соавтор оперы Д.Хэйворд.

Музыкальные мотивы оперы, автор которой еще в детстве в Гарлеме начала ХХ столетия увлеченно слушал классическую музыку в типичной для того времени синкопированной обработке, в своей глубине содержат то, на чем основан джаз. Недаром, как сказала ведущая концерта Лариса Кордюкова, нет джазмена, который бы не импровизировал на известную из оперы мелодию Гершвина “Summertime” (“Летняя пора”).

В исполненном и записанном в 1993 году варианте оперы (режиссер Sir Trevor Nunn, Лондонский симфонический оркестр “The London Philharmonic” и хор “The Glyndebourne Chorus”, дирижер Sir Simon Rattle) показана обстановка замкнутого, окруженного открытыми галереями домов двора, в котором проходит жизнь его обитателей. Эта среда, живость жизни очень напоминают аналогичные одесские дворы и улицы с распахнутыми окнами - мир, в котором одаренный мальчик Ледя, тоже на заре XX века, впитывал свои первые музыкальные впечатления. Потом он, уже Леонид Утесов, исполнял со своим бендом "Рапсодию в блюзовых тонах" Гершвина и, наверное, слышал исполнение оперы «Порги и Бесс» в Москве в апреле 1945 года. Так что не лишен романтического привкуса правды анекдот о рождении джаза в Одессе.

Еще в 1960 году В.Мысовский и В.Фейертаг отметили [Джаз. Краткий очерк, Гос.муз.издат., Ленинград, стр.23], что в произведениях Гершвина «по своему преломились характерные негритянские мелодии, но это, конечно, не джаз в чистом виде» и, хотя «Рапсодия в стиле блюз» и «Порги и Бесс» «основаны на интонациях негритянских блюзов», но «являются по существу симфонической музыкой». Тогда же упомянутые советские авторы рассказали о стилях джаза (например, свинг, би-боп, кул, прогрессив).

В наше время, когда сложность мира отражается в музыке, в том числе в джазе, наличием множества направлений, стилей, школ, использующих сходные выразительные средства, когда восприятие слушателей соответствует изощренности музыкантов, происходит все более широкое совмещение зрительских аудиторий, интересующихся классикой и джазом. Сами исполнители размывают границы между музыкальными течениями, принимая участие в проектах, демонстрирующих самую разную музыку. Глобализация?

Что касается исполнения фрагментов оперы Гершвина оркестром Николая Баранова, джазовость звучания элементов симфонического произведения была усилена использованием аранжировок Рэя Чарльза, Дэйва Грузина, Александра Маркова и Николая Баранова, свинговым пульсом оркестра, солирующих музыкантов, специфическим звучанием (саундом) их инструментов. В обоих отделениях концерта биг-бенд Н.Баранова играл мощно, динамично, звучал остро, продемонстрировал широкий диапазон нюансов звучности, что характерно для зрелых, сложившихся коллективов.

В связи с 15-летием оркестра хочется назвать поименно всех его музыкантов, обеспечивших высокий уровень звучания биг-бенда (в скобках указано количество лет работы в оркестре).
Главный дирижер – Заслуженный артист России Николай Баранов (15), дирижер Виталий Владимиров (0,5). Пианисты-клавишники Алексей Высоцкий (15) и Сергей Баранов (15), гитарист Александр Климов (10), бас-гитарист Александр Доброславин (15), контрабасист Олег Рудин. Барабаны – Александр Марков (10), Андрей Пономарев (0,5), перкуссионист Юрий Бобрушкин (15). Трубы – Анатолий Журавлев (9), Павел Татаровский (9), Павел Овчинников (3), Николай Голованов (15), Михаил Савиновских (7). Тромбоны – Николай Шоробура (10), Борис Чудинов (10), Руслан Борисов (1), Олег Петрухин (15). Саксофоны – Владимир Смолкин (15), Геннадий Батталов (12), Марк Иванцов (10), Владимир Бахитов (8), Сергей Колосов (15).

Вокальные солисты биг-бенда были под стать оркестру.
Светло и задушевно исполнила колыбельную песню “Летняя пора” Елена Маленьких. Очень лирично, вдохновенно пели Константин Зущик и Елена Маленьких как в сольных партиях, так и в дуэтах Порги и Бесс ("Bess You Is My Woman Now " – "Бесс, теперь ты моя", и "I Loves You Porgy" – "Я люблю тебя, Порги"). Солисты вызвали ощущение подлинности переживания чувств их героев, впечатление осталось такое, что они пели о своем, глубоко личном настоящем. Очень интересным оказался контраст между классическим звучанием вокалистов и джазовым саундом оркестра.

Обладающая выразительным голосом Олеся Слукина показала себя драматической актрисой в скорбном плаче Сирины «My Man''s Gone Now» («Мой муж умер») и в арии Бесс “What You Want Wid Bess?” (“Что Вы хотите от Бесс?”) из оперы «Порги и Бесс», блистательно исполнила во втором отделении концерта всемирно известную с 1944 года мелодию “Besame Mucho” (“Целуй меня крепче”, Консуело Веласкес). Как выдающаяся исполнительница, Олеся имеет свои характерные черты. Она не демонстрирует себя, но управляет собой, используя свои возможности. Динамичные сценические перемещения и статические позы, ассоциативно напоминающие танго, умело использованные костюмы и аксессуары формируют неповторяющийся зрительный облик каждого исполняемого произведения, соответствующий характеру вокальной партии. Олеся создает песенные образы, что совсем не часто встречается на современной сцене.

Вокальный ансамбль “Crystal Chorus” достойно украсил сцену и звуковую палитру концерта, вызвал воспоминания о своем юбилейном концерте (http://patent2001.narod.ru/jazzkonts-cc2.html). Выступал ансамбль в обновленном составе: Алексей Зыкин – тенор, руководитель ансамбля, Надежда Пушкарева и Анна Сливницына – сопрано, Михаил Иванов – баритон и Евгений Колоша – бас.

Появление на сцене Валерия Топоркова, как всегда, вызвало оживление в зале. Его теплый, мужественный баритон, сдержанная, внутренне сильная манера исполнения ценятся уральской публикой. Совсем недавно, 25 января, Валерий дал сольный концерт в кино-концертном театре «Космос» города Екатеринбурга.

Знатоки джаза имеют право отдыхать в одиночестве домашнего кресла, под звуки записанных на CD-DVD шедевров. А мы, не утомленные джазовыми бдениями зрители, не только соприкоснулись с глубиной творчества композиторов, аранжировщиков и исполнителей, но и ощутили себя единым организмом, живущим одновременно в зале и на сцене. Какое-то представление об этом дают фотографии концерта.

(С) Виктор Байнов, текст, фото, 2006

P.S. Валентин Морозов оставил свои впечатления о концерте в газете «Вечерний Екатеринбург» [14.02.06г., №26(13762), стр.8].

Используются технологии uCoz