***Джаз в Екатеринбурге***
************* ADAM KLIPPLE *************
****** and JIM BEATTY – Певец кларнета ******
30 сентября 2009 открылся очередной джазовый сезон в Уральском государственном театре эстрады. Участвовали музыканты нашего театра эстрады, джазовой местности Екатеринбурга, – Антон Ильенков (гитара), Александр Булатов (бас), Юрий Ковалевский (барабаны), а также музыканты из другой джазовой местности на Земле, Соединенных Штатов Америки - Adam Klipple и Jim Beatty. Русские артисты известны по множеству выступлений в городе (биг-бенд Николая Баранова, квартет Сергея Проня, ансамбль Mobi-J).
Эдам Клиппл - современный пианист, композитор, аранжировщик, известный по концертной деятельности и как автор музыкальных проектов в Америке, Европе, Средней и Малой Азии, а также в Екатеринбурге [ http://patent2001.narod.ru/fotojazzeklippl.html ]. Джим Битти – выдающийся музыкант традиционного джаза, концертирующий в Северной Америке, Европе и Китае. Битти впервые, Клиппл во второй раз участвовали в третьей Международной академии джаза, периодически проводящейся в Екатеринбурге, подпитывающей юных музыкантов общением с джазовыми специалистами.
Концерт включил три части. Вначале четверо музыкантов составили оправу колоритному звучанию традиционного кларнета. Звучали золотые стандарты раннего джаза, в частности, “Basin Street Blues”, “Sweet Georgia Braun” и, конечно, «Petite Fleur” (“Маленький цветок») - коронная пьеса для кларнета.
Затем квартет без Джима Битти исполнил несколько современных произведений в стиле фьюжн, в которых автор Эдам Клиппл продемонстрировал колористический пианизм на фортепиано и электронном клавишном инструменте.
Публика хорошо принимала выступление музыкантов.
В конце Джим Битти исполнил известную тему “Undecided” (Charlie Shavers, в версии Jack McDuff), популярную в СССР как «Ветерок в пустыне» (обр. Вл. Дмитриева). После чего музыканты неожиданно быстро ушли со сцены, цветы остались в руках растерянных поклонниц.
Джим Битти владеет кларнетом с восьмилетнего возраста (родился 9 июня 1934, Jamestown, New York). Играет также на сопрано-саксофоне. Кларнет Битти звучит широко, выразительно и полно во всех регистрах, передает всю красоту мелодий, в том числе создаваемых музыкантом в ходе импровизации. В игре Джима сказывается духовная и хронологическая близость к музыкантам раннего джаза. Например, своим учителем он считает ново-орлеанского кларнетиста Джонни Доддса (Johnny Dodds, 12.04.1892-08.08.1940), одновременно с которым Джим прожил на Земле первые шесть лет своего детства. Начало музыкальной жизни Джима прошло в Мекке джаза – Нью-Йорке. Как говорят, наставником Джима был известный кларнетист Omer Simeon (21.07.1902-17.09.1959). Джим мог слушать и вращаться в среде таких гигантов джаза, кларнетистов-саксофонистов, как Sidney Bechet (14.05.1897-14.05.1959), Pee Wee Russell (06.08.1902-15.02.1969), Edmond Hall (20.10.1901-07.11.1997) и других. Выступая в зале Маклецкого на Международной академии джаза, Джим рассказал, что встречался несколько раз с Луи Армстронгом, который приветливо принял обращение к нему Джима перед его службой в армии, где Джим создал свой первый ансамбль. Впоследствии у Джима Битти было несколько своих джазовых групп и диксилендов. С ними и как солирующий кларнетист Джим гастролировал в разных штатах Америки и в Канаде, в Великобритании, Европе, Китае, теперь и в Екатеринбурге. Битти вдохновил Тима Дабрингхауза (Tim Dabringhaus) и Маттиаса Оберга (Matthias X. Oberg) на создание кинофильма “Undertaker''s Paradise” о дружбе между кларнетистом и предпринимателем, впервые представленного в 2000 году в Мюнхене.
Дискография Джима Битти - 14 записей фирмы JB Records.
Джим Битти – это серьезный музыкант, исполняющий только любимую им музыку, не склонный к шоуменству, чуждый зрительным эффектам, однако, для внимательного наблюдателя, очень выразительный в мимике, движениях и статических позах. Джим – один из «могикан» джаза. Разница между Битти и последним из воинов племени могикан Чингачгуком, созданным гением Фенимора Купера, заключается в том, что джазовые могикане не переведутся никогда. Старейшими действующими джазовыми музыкантами являются в настоящее время, например, такие знаменитости, как Wayne Shorter (р.25.08.1933, саксофонист и композитор), Sonny Rollins (р.7.09.1930, тенор-саксофонист), Ornette Coleman (р.9.09.1930, саксофонист, скрипач, трубач и композитор), Ron Carter (р.4.05.1937, дубль-басист), Dave Brubeck (р.6.12.1920, пианист)…
Звучание поп-музыки отражает современное состояние общества, причем его молодой части. Классика и джаз хранят акустические образы для многих времен. При этом есть джазовые стили, сами бывшие в определенные времена популярными для тех поколений. Например, под оркестровый свинг танцевал весь западный мир. Ново-орлеанский диксиленд отражал радость освоения свободной жизни темнокожим населением Америки. Такую музыку с успехом исполняют и сейчас – оркестр Геннадия Гольштейна [ http://patent2001.narod.ru/fotojazzsssr08konts3.html ], Уральский диксиленд Игоря Бурко [ http://patent2001.narod.ru/fotojazzkontsbar60.html ].
Jim Beatty, певец кларнета, дает жизнь музыке прошедшей эпохи, воспринимаемой и сегодня.
http://www.jimbeattyjazz.com
Отзвуки концерта в печати:
- «Дитя» Америки», Станислав Бессонов, «Уральский рабочий», 02.10.2009, №182(27366), стр.4;
- «Новости ПРО…ДЖАЗ», «Вечерний Екатеринбург», 06.10.2009, №224(14769), стр.4.
Благодарность за содействие Александру Заславскому, Юрию Кржижановскому и Станиславу Киселеву.
(С) Виктор Байнов 2009 текст фото
|
|