Фото концерта

Photo O.Ker Orio

Другие концерты

Джаз в Екатеринбурге

 


ДЖАЗ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

АНДРЕЙ КОНДАКОВ, ОЛИВЬЕ КЕР ОРИО
АНТОН РЕВНЮК, ГАРИЙ БАГДАСАРЬЯН

В Уральском государственном театре эстрады, недавно получившем реконструированное здание ( http://patent2001.narod.ru/jazzkontsestr.html ), происходят благодатные изменения творческого процесса, новые формы приобретает общение с публикой на концертах и между ними, появился собственный сайт ( http://www.teatrestrady-ekb.ru ). 15 ноября 2007 года прошел первый концерт джазового абонемента сезона 2007-2008 годов «Лучший джаз с Андреем Кондаковым».

Андрей Кондаков (р.14.09.1962, г.Днепропетровск) – яркая звезда российского джаза, пианист и композитор, считающий эту вторую ипостась главной в себе, и, кроме того, талантливый организатор джазовой жизни в России. Закончил джазовое отделение Петрозаводского музучилища и Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории по классу композиции (1987). В Санкт-Петербурге – с 1992 года, арт-директор Санкт-Петербургского JFC-джаз-клуба от его основания до настоящего времени. Три раза отмечен значимой в стране премией Московской ассоциации джазовых журналистов в творческих номинациях и в номинации для музыкантов, сочетающих творческую деятельность с организационной. Для него характерно практическое владение широкой палитрой стилей современного джаза, участие в разнообразных музыкальных проектах, от фриджазового трио с Владимиром Волковым и Аркадием Шилклопером до озвучивания театральных постановок и, естественно, создание своих произведений. Андрей работает в России и в США с множеством известных джазовых музыкантов, с американскими вокалистками Napua Davoy и Denise Perrie, выступал в Нью-Йоркских клубах Birdland, Cleopatra’s Needle, Zinc-bar, этой зимой дает три концерта в Уральском театре эстрады. Осуществлено более тридцати записей музыки Андрея Кондакова с различными составами.

В настоящем концерте Андрея Кондакова прозвучала музыка срединного для джаза направления – бибопа при участии звезды французского джаза Оливье Кер-Орио (Olivier Ker Ourio), исполнителя на хроматической губной гармонике, являющейся сложным, но любимым им инструментом.
Оливье родился в 1964 году в Париже, вырос на французском острове Реюньон в Индийском океане, гармонику получил в подарок от отца в восемь лет, изучил программирование в университете Гренобля и работал в банке на своем острове (что еще надо человеку?), но знакомство с джазом во время учебы привело к изменению в судьбе. В двадцатидвухлетнем возрасте Оливье серьезно занялся музыкой, учился в Национальной консерватории на острове, а уже в 1993 году стал победителем на Национальном джазовом конкурсе La Defense. В 1995 году с помощью официальных французских грантов обучается в Нью-Йорке. К настоящему времени Оливье Кер Орио объехал полмира в концертной практике, занимается композицией, фольклором родного с детства острова Реюньон, музыкой в кино.
Андрей Кондаков и Оливье Кер Орио знакомы с 1994 года по проекту Андрея «Интерджаз», в котором участвовали также музыканты из Германии и США.

В концерте участвуют басист Антон Ревнюк (Москва) и барабанщик Гарий Багдасарян (Санкт-Петербург).
Антон Ревнюк (р.07.09.1975, г.Губкин, Белгородская область) закончил училище им.Гнесиных, в 1997 году квартет с его участием (Иван Фармаковский – ф-но, Алексей Николаев – саксофон, Дмитрий Севастьянов - барабаны) занимает третье место на конкурсе молодых джазовых исполнителей "Europe Jazz Contest" в Бельгии. В 1999 году Антон Ревнюк удостоен Гран-при на конкурсе "23.Europar Jazzaldia" (Гетшо, Испания) как лучший солист. В 26 лет Антон попал в джазовую энциклопедию Владимира Фейертага (2001), где отмечен также его учитель Заслуженный деятель искусств России контрабасист Анатолий Соболев (19.08.1947-04.04.2003). А.Ревнюк работает со многими музыкантами, в том числе зарубежными. Имеются записи с такими исполнителями, как Анатолий Герасимов, Сергей Манукян, Алекс Ростоцкий, в составе JVL Big Band, а также в МосГорТрио, которое будет выступать в Уральском государственном театре эстрады 16 декабря 2007 года с Яковом Окунем (рояль) и Александром Машиным (барабаны), сопровождая Александра Сипягина (труба) и Ларри Шнайдера (саксофон) из США.

Гарий Багдасарьян (р.25.09.1970, Ленинград) с шести лет занимается на барабанах и ксилофоне, окончил музыкальное училище им. Римского-Корсакова, затем Санкт-Петербургскую консерваторию (1993) как академический музыкант. Играл джаз по вечерам уже на четвертом курсе училища и при учебе в консерватории, работает почти со всеми петербургскими музыкантами джаза, преподавал в Музыкальном училище им. М.П.Мусоргского, теперь – в Университете культуры и искусства. Гарий Багдасарьян – востребованный профессиональный барабанщик в свинге, хардбопе, фанке. Имеет записи, например, в трио с гитаристом Александром Старостенко, c квартетом Fore & More (пианист Алексей Никонов, саксофонист Алексей Попов, контрабасист Владимир Кольцов-Крутов), в квартете тенор-саксофониста Александра Гуреева.

Концерт состоялся при содействии организации «Французский Альянс-Екатеринбург», представляющей всемирную ассоциативную сеть «Французский Альянс». Первый Французский Альянс появился в Париже еще в 1883 году. У его истоков стояли такие известные в мире деятели науки и искусства, как, например, ученый Луи Пастер, создатель эпопеи об Иисусе Христе Эрнест Ренан, любимый с детства писатель-фантаст Жюль Верн. В состав ассоциации Французских Альянсов входят представительства из 138-и стран. «Французский Альянс-Екатеринбург» содействует распространению, изучению французского языка и диалогу культур.

В концерте исполнялись авторские композиции Андрея Кондакова и Оливье Кер Орио, а также известные джазовые стандарты. Вначале был Дэйв Брубек, звучали лирическая пьеса Джанго Рейнхардта “Manoir de mes Reves” («Маленький замок моих мечтаний») и, естественно, самый известный французский вальс «Под небом Парижа». Закончился концерт темой Р.Хендерсона «Прощай, черный дрозд» (“Bye, Bye, Blackbird”).
Музыканты полностью самозабвенно погружались в стихию исполняемых произведений, публика поддерживала их вниманием, аплодисментами после соло и массовыми хлопками в ладоши на каждую вторую четверть захватывающего свинга. Работали музыканты легко и непринужденно. Андрей Кондаков показал интересную тему «Игрушка для Яны» (посвящение жене). Антон Ревнюк продемонстрировал изобретательность в соло, временами используя свой, как правило, одноголосный инструмент для создания аккордовых импровизаций, превращая его в низко звучащую гитару. Гарий Багдасарян оказался техничным, хлестким и разнообразным в возможностях барабанщиком. Оливье исполнял изумительные бибоповские ходы, очень красивые и лиричные в медленных пьесах, а в темпе аллегро замысловатые и быстрые, как у Чарли Паркера, имевшего прозвище «Bird» (птица). Кстати, сам Орио сказал после концерта, что услышав джаз, он захотел летать, как птица. Исполнители замечательно понимали друг друга, создавая ощущение единого живого организма. Это понятие применил к джазовому оркестру еще первый российский джазмен Валентин Парнах.
Губная гармоника, наверное, больше всех других инструментов связана с телом исполнителя, с его легкими, она дышит, как человек, движением воздуха в двух направлениях, на вдохе и на выдохе. Гармонику, как правило, и не видно при игре, она закрыта руками музыканта. Впечатление такое, будто исполнитель поёт. И действительно, это поёт его душа. Оливье Кер Орио и его гармоника составляют одно целое, для достижения нужного звучания Оливье использует все возможности своего тела, помогающего легким обеспечить необходимые потоки воздуха через отверстия инструмента. Эмоционально открытый музыкант при игре иногда как бы танцует на сцене. В паузах, когда играют другие исполнители, Оливье практически не выходит из погружения в произведение, внимательно и с радостью слушает своих коллег. Понятно, как приятно работать с таким человеком.

После концерта состоялась беседа зрителей с музыкантами, которые ответили на вопросы, кое-что рассказали о себе. Мальчик, выигравший билеты на следующий концерт Андрея Кондакова, спросил, легко ли играть на музыкальном инструменте. Антон Ревнюк ответил, что легко, если любишь то, что делаешь.

Ссылки.
1. В.Б.Фейертаг. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник. СПб: Скифия, 2001. 564с.
2. В.Б.Фейертаг. Джаз в Петербурге. Who is Who. СПб: Скифия. Семантика-С, 2004. 480с.
3. http://olivierkerourio.calabashmusic.com
4. http://www.kerourio.com
5. http://www.live.kiev.ua/ru/main/live.php?q=artist&id=1734
6. http://www.afekat.ur.ru/Site%20Russe/01_Main_presentation_ru.htm
7. Валентин Парнах. Жирафовидный истукан. М.: Пятая страна, Гилея, 2000. 222с.

(С) Виктор Байнов текст фото 2007

Используются технологии uCoz