Восемнадцатый международный фестиваль "Джаз-Транзит". Екатеринбург, 24-26 апреля 2009г.

Организатор фестиваля – Николай Головин
Ведущий концертов – Михаил Митропольский

Запланированное проведение 15-16 июня 2009 года в Екатеринбурге совещания Совета Глав государств Шанхайской организации содружества (саммит ШОС) помогло организатору фестиваля впервые направить взгляд в юго-восточном направлении (Средняя Азия), а, для сравнения и уравновешивания – на запад (Европа) и в джазовый центр города. Первый и третий концерты фестиваля, отданные представителям государств – потомков старинных смуглокожих сухопутных культур, впитавших ислам, несли на себе, как крылья, белый корпус второго концерта, сформированный из екатеринбургских музыкантов вокруг проживающего в Германии яркого типажа древней восточно-средиземноморской цивилизации, породившей христианство.

--- 24 апреля 2009 ---

В первом отделении группа «Арт-Вокал» (Алматы, Казахстан) под руководством магистра хорового искусства Ирины Барабаш (сопрано), уже побывавшая в Европе (”Wettbewerb World Choir Games Graz 2008”), молодая и опытная, раскованная в сценическом поведении, внимательная и усердная в музыкальном отношении, исполнила несколько произведений а-капелла, основанных на классических, народных казахских и популярных западных темах. Участники группы – Винера Рахишева (сопрано), Оксана Пак и Салтанат Бакаева (альты), Малик Кайргалиев (тенор) и Мусин Бауржан (бас). Под занавес музыканты задорно пропели пару джазовых стандартов (“It don’t mean a thing”, D.Ellington and “Sugar”, S.Turrentine) в сопровождении трио в составе екатеринбуржцев Александра Титова (ф-но), Аркадия Балакина (к-бас) и Юрия Ковалевского (барабаны).
Вокальный коллектив, имеющий обращенное на запад горячее азиатское лицо, екатеринбургским слушателям и посетителям настоящих страниц есть с чем сравнить [ http://patent2001.narod.ru/jazzkonts-cc2.html http://patent2001.narod.ru/jazzkontskosm.html ].

Во втором отделении выступил ансамбль «Мизроб» (Душанбе, Таджикистан), погрузивший нас в глубину созвучий, создаваемых с помощью национальных струнных, язычковых, ударных и духовых народных инструментов, а также клавишных, альт-саксофона и губной гармоники. Присутствует и вокал. Состав ансамбля – мультинструменталисты Заслуженный артист Республики Таджикистан Давлат Назри (вокал, перкуссия, най, уд), Зариф Пулодов (таблак, таблы, уд), Икбол Завкибеков (сетор, гитара, соз, даф), Муборак Машхрабов (клавишные), Ядидя Илиаев (най, саксофон). «Мизроб» принимал участие в Международном Бишкекском джазовом фестивале (2007, 2008 годы). В этом году фестиваль завершился 26 апреля. Интересно, что название этого кыргызского мероприятия «Джаз-Бишкек-Весна» звучит в национальном произношении почти симметрично: «Джаз-Бишкек-Жаз». Ансамбль исполнил этно-джаз с использованием народных мелодий и авторских композиций. Необычное, авангардное для привыкших к джазовому мейнстриму ушей, разнообразное, многоголосное, нередко унисонное звучание, украшенное множеством тембровых оттенков, в том числе почти блюзовый вокал Давлата Назри, который также обрадовал публику выходом со сцены в зал со своим небольшим удобным барабаном под названием таблак.
Зариф Пулодов священнодействует на своих ударных инструментах, сидя или стоя на коврике, с обнаженными ступнями. Впервые в Екатеринбурге публично исполнен средне-азиатский «босой» джаз. Русский почти босой джаз исполнял у нас в прошлом веке, лет сорок назад, всемирно известный Владимир Чекасин, тогда один из первых свердловских джазменов, и играл он, сняв обувь, в носках, сидя на репетиции оркестра Окружного дома офицеров или стоя на подоконнике репетиционной комнаты дворца культуры на Сортировке.

--- 25 апреля 2009 ---

Появившийся на свет и выросший в России, простой внешне человек, обаятельный и остроумный (музыкальные анекдоты от Шилклопера в журнале «Джаз-квадрат»), теперь «германец» из Вупперталя и всемирно известный музыкант Аркадий Шилклопер (р.17.10.1956) осветил своим авторитетом центровой концерт фестиваля.
В первом отделении концерта биг-бенд Театра эстрады [ http://patent2001.narod.ru/jazzkonts15.html ], с Николаем Барановым во главе, задал тон вступлением (Phil Collins, “Succudio”) и поддержал тонус с помощью Олеси Слукиной произведениями от Дайаны Шур и Дюка Эллингтона. После артподготовки (скоро День Победы) прозвучали четыре авторских пьесы Аркадия Шилклопера с оркестром, альпийским рогом, валторной, полуразобранным рогом, педальным флюгельгорном и помповым флюгельгорном Сергея Проня. Прозрачное, поднебесное, горное звучание рога и современная напряженная музыка. Загадочно (по Хичкоку), ярко, искрометно, интересно.
Во втором отделении квартет находящегося на подъеме в соответствии с наступающим юбилеем (концерт 21 мая на этой же сцене) Сергея Проня с вышеупомянутыми Александром Титовым, Аркадием Балакиным и Юрием Ковалевским обеспечил Аркадию Шилклоперу возможность показать свое мастерство в авторской программе Сергея [см., например, http://patent2001.narod.ru/jazzkontspronakust.html ]. Одухотворенно, изобразительно, динамично и изобретательно.

--- 26 апреля 2009 ---

В первом отделении на сцене появился ансамбль «Шелковый путь» (Бухара, Узбекистан) в составе: Рустам Артыков – труба и дойра, Тимур Кансиров – ударные, дойра и тавлак, Рашид Шарафутдинов – контрабас и Абид Джамаев – фортепиано. Музыканты, проходящие путь от музыки барокко до академической музыки и джаза, продемонстрировали и разноразмерную пьесу, и известный для джаза караван, и блюз, и джазовый этюд, и фольклорные темы, и босса-нову, и арабский танец. Смелые люди.
Хорошая идея – снова связать запад и восток таким путем. Труден был шелковый путь в те прошедшие столетия, можно было не только получить прибыль, но и потерять весь капитал, много требовалось затрат, талантов и удачи для успешной коммерции. Этот путь и сейчас не лёгок.

Во втором отделении ансамбль «Солёные орешки» из Бишкека (Кыргызстан) завершил фестиваль неожиданным сочетанием мейнстрима с кыргызским эпосом. В состав ансамбля входят Бактыбек Кыдыкбаев (барабаны, руководитель), Кубанычбек Кыдыкбаев (альт-саксофон), Эркинбек Кыдыкбаев (электробас), Аскар Абдылдаев (вокал), Александр Соколов (фортепиано), Доолотбек Сыдыков (сказитель эпоса «Манас») и Жусуп Айсаев (комуз, варган).

Грандиозный эпос "Манас" является вершиной устного поэтического творчества кыргызского народа, одного из древних народов Центральной Азии. Он состоит из полумиллиона стихотворных строк и превосходит по объему все известные мировые эпосы – в 20 раз "Илиаду" и "Одиссею", в 5 раз "Шахнамэ", в 2,5 раза индийский "Махабхарат". В «Манасе» повествуется о значимых событиях жизни киргизов в V - XVIII веках нашей эры. Язык эпоса богат и выразителен, полон эпитeтами, cpaвнeниями, мeтaфopами, aфopизмами и дpyгими экcпpeccивными cpeдcтвами вoздeйcтвия на слушателя, конечно, содержит архаизмы, но доступен и нынешнему поколению. В «Манасе» шиpoкo иcпoльзyютcя длинныe oбopoты, пpeдлoжeния, cocтoящие из тpex и бoлee дecяткoв cтpoк.
В тeчeниe вeкoв эпос oкaзывaл влияниe нa фopмиpoвaниe эcтeтичecкиx вкycoв и нaциoнaльнoгo xapaктepa кыpгызов.
«Манас» начали записывать только во второй половине XIX века. Как веками до этого, так и в настоящее время «Манас» исполняется сказителями – манасчи, певцами эпоса.
Гость фестиваля Доолотбек Сыдыков занял второе место на прошедшем 25-26 сентября 2004 года в архитектурно-историческом комплексе "Манас-Ордо" в Таласской области Кыргызстана общереспубликанском конкурсе сказителей, посвященном 230-летию великого сказителя Назар Кайып. Конкурс организован обществом "Манас Мурас", учредителем которого является Баткен Шернияз. Музыкальное сопровождение сказителю осуществили известный в Кыргызстане исполнитель национального фольклора преподаватель бишкекской консерватории Жусуп Айсаев и трио Кыдыкбаевых. Доолотбек рассказал об одном из походов кaгaна кыргызов Манаса. В XXI веке мы видим явление, жившее в древнем мире.

Семейное трио Кыдыкбаевых и их квартет с Соколовым великолепно чувствуют и исполняют современный би-боп. Аскар Абдылдаев разнообразит звуковую палитру выразительными голосовыми высказываниями. Выделяется наполненное молодым талантом звучание саксофона, стройная монументальная фигура обладателя которого, зрительно также находящаяся на переднем плане, способствует созданию запоминающегося музыкально-сценического образа ансамбля.

Однако, когда на приближенном к зрителям, покрытом ковром возвышении появился приветливый юноша Доолотбек и, на фоне сначала негромкого предвосхищения будущего накала древних событий, создаваемого музыкантами, начал свой рассказ на неведомом, но будто давно знакомом языке, и, постепенно погрузившись в закосмические сферы, довел его, вместе с музыкантами, до полного экстаза, тогда пришло осознание прикосновения к вечности.

--------------------------------------

Показанный нам Джаз Средней Азии позволяет говорить не просто о привлечении и переваривании джазом восточных влияний, как это началось еще в середине прошлого века, но о другой линии развития, начало которой лежит в азийской народной музыке, которая сама может претворить в себе западные заимствования.

См также:
http://www.bactria.net/ru/mizrob.html
http://www.arkadyshilkloper.com
http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/manas
Попробуйте «Соленые орешки» на звук», Наталья Подкорытова, «Областная газета», 21.04.2009, № 115(4777), стр.8.
«Сегодня джаз играет ШОС», Екатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 25.04.2009, № 89(14634), стр.1.
«Караван мелодий «Шелкового пути», Екатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 25.04.2009, № 89(14634), стр.4.
«Джазовая версия весны», Валентин Морозов, «Вечерний Екатеринбург», 29.04.2009, № 91(14636), стр.6.
http://ur-ra.ru/sc/pub_ve.php?pub_select=2696 Валентин Морозов о фестивале.
«Джазовый саммит», «Областная газета», 15.05.2009, № 136(4798), стр.21.
http://www.jazz.ru/mag/424/default.htm
«Джаз-Транзит»: Постскриптум», Наталья Подкорытова, «Областная газета», 21.05.2009, № 143(4805), стр.22.

(С) Виктор Байнов 2009 текст фото.



Фото с фестиваля
Джазовые фестивали
Джазовые концерты в городе
АНОНС - Announcement

Используются технологии uCoz