Семнадцатый международный фестиваль "Джаз-Транзит". Екатеринбург, 25-27 апреля 2008г.
Ведущий концертов – Михаил Митропольский
--- 25 апреля 2008 ---
Ансамбль “Mobi-J“ – известное явление в Екатеринбурге и Интернете – открыл первый концерт фестиваля. Авторские темы, исполнение в стиле бибоп, контрасты эпизодов произведений, живость поведения на сцене, наконец, явная увлеченность музыкантов своим делом предвосхитили, как стало ясно к концу фестиваля, все его основные составляющие. Участники ансамбля “Mobi-J“: Марк Иванцов (тенор-саксофон), Илья Макаров (клавишные), Влад Цалер (флюгель-горн), Антон Ильенков (гитара), Александр Булатов (бас-гитара), Евгений Иванцов (ударные) [см., например, http://patent2001.narod.ru/fotojazzcrist.html ].
Второе отделение концерта продемонстрировало “ART WOLF” – новый проект давно действующих в Великобритании музыкантов, составляющих квартет в составе: Кэйт Уэстбрук (Kate Westbrook, голос, теноровый горн), Майк Уэстбрук (Mike Westbrook, фортепиано, эвфониум), Питер Уайман (Pete Whyman, сопрано- и альтсаксофон) и Крис Бискоу (Chris Biscoe, альт-саксофон). “Art Wolf” – любопытная игра слов. С одной стороны, это можно перевести – «художественный волк», с другой – «искусство Вольфа». Каспар Вольф (Caspar Wolf, 1735-1783) – художник XVIII века, швейцарец, открыватель альпийских пейзажей, изображением природы предвосхитивший романтизм XIX столетия.
“Art Wolf” – музыкально-декламационное произведение, не первое на нашем фестивале и в России [ http://patent2001.narod.ru/jazzsssr07muz.html ], сопровождается показом картин художника. Проект представлен публике в Лондоне в 2006 году. На настоящем фестивале в Екатеринбурге мы слышали впервые в России эту синтетическую музыку, являющуюся размышлением талантливых авторов, отразившую борьбу смыслов на вершинах искусства, интересную зрелым слушателям. Процитируем Геннадия Сахарова из проспекта фестиваля: «Музыка сюиты переносит слушателя в ледяное безмолвие горного пейзажа, который оживает в экспрессивном образе волка, выгрызающего средства к существованию из сурового снежного ландшафта. При всем том, музыка сюиты отнюдь не является чересчур мрачной или безнадежно трагической, прежде всего благодаря сольным эпизодам участников квартета (особенно сопрано-саксофониста Пита Уаймана), которые содержат восхитительные мелодические изюминки, романтический лиризм, добрый английский юмор и настоящий джазовый свинг».
Добавим, что на бис квартет исполнил на четырех духовых инструментах свежо прозвучавший танец, напоминающий о фортепианном стиле «рэгтайм».
Mike and Kate Westbrook – вторые в Екатеринбурге представители музыкальных кругов Лондона, являющие собой супружеский и творческий союз [см. http://patent2001.narod.ru/jazz16.html (Keith and Julie Tippett)]. Появление Майка Уэстбрука на сцене в шестидесятых годах XX века отмечено таким отзывом известного английского джазового критика Иэна Карра (Ian Carr): “Уже самые первые работы Уэстбрука освободили британский джаз от американского рабства”. Mike Westbrook (р.21.03.1936, Англия) – музыкант, исполнитель и композитор с широким диапазоном приложения своих творческих сил – собственные сочинения в области авангарда, освоение великих тем классики (Россини), рока (Битлз), джаза (Эллингтон), телевизионные и театральные постановки, многолетняя работа с собственными оркестром и квартетом. Известно его участие в воссоздании кинофильма 1928 года “Moulin Rouge” с участием русской актрисы Ольги Чеховой, режиссер E.A. Dupont, премьера состоялась в 1990 году в Лондоне.
Кейт Уэстбрук родилась в Англии, выросла в США и Канаде, многосторонне одарена, творчески действует в качестве художника, либреттиста и музыканта (вокал, теноровый горн, флейта-пикколо). С 1974 года вместе с Майком Уэстбруком создает синкретическую музыку, поет и декламирует на разных языках. Участник кабаре, концертов, спектаклей в стилях джаза, оперной и современной музыки. Ее картины находятся в публичных и частных собраниях.
Саксофонисты Крис Бискоу и Пит Уайман (р.1962) в течение двух десятков лет участвуют в различных проектах Майка и Кэйт Уэстбруков, занимаются и другими работами.
Проект “Art Wolf” представлен в Екатеринбурге известным музыкальным критиком Александром Каном, родившимся в Херсоне, живущим в Лондоне, выпустившим в этом году в Санкт-Петербурге свою книгу «Пока не начался джаз» (издательство «Амфора»). Мiр тесен. Но есть ли в нем Мир?(*)
--- 26 апреля 2008 ---
В первом отделении концерта выступал Иван Робийяр, пианист из Франции, вдохновенно исполнивший несколько, в том числе собственных, произведений в духе свободной импровизации.
Во втором отделении французский квартет произвел впечатление звучанием в стиле современного и одновременно исторического хард-бопа. Исторической здесь была форма пьес, а современной сделали музыку мощь, энергия каждого из исполнителей и всех вместе. Напряженность мысли чувствовалась и в темпах аллегро и престо, и в балладной форме, в которой явно присутствовала лиричность. Кто же такие музыканты квартета? В квартет входят: Пьеррик Педрон (Pierrick Pedron) – альт-саксофон, Винсен Арто (Vincent Artaud) – контрабас, Патрик Кабон – фортепиано, Фабрис Моро – ударные инструменты. Лидер квартета Пьеррик Педрон в 2006 году признан Академией джаза лучшим музыкантом года. В том же году записанный квартетом наполовину в другом составе диск «Deep in a Dream» («Глубоко в мечте») отмечен как лучший альбом года.
Мы слышали одаренных музыкантов.
--- 27 апреля 2008 ---
Главный герой третьего дня фестиваля Ричи Коул (Richie Cole, b.29.02.1948) – «белый Чарли Паркер», как его называют в США, и «поэт бибопа», которым он признан на наших страницах, оправдал ожидания, навеянные первой с ним встречей на берегах основоположницы Екатеринбурга реки Исети [ http://patent2001.narod.ru/jazzkontsricole.html - там немало написано и показано].
В первом отделении концерта Ричи Коул, в этом году отметивший свое шестидесятилетие, выступал в составе квартета с Александром Титовым (фортепиано), Асхатом Сайфуллиным (контрабас) и Игнатом Кравцовым (барабаны). Во втором отделении к ним присоединились Игорь Паращук (альт и сопрано-саксофоны) и Виталий Владимиров (тромбон), так что Ричи Коула сопровождал уже ансамбль “David Orchestra”, известный в городе как организатор гастролей зарубежных джазменов.
Квартет Ричи Коула показал настоящий стандартный бибоп, каким он может быть при исполнении любящими такую игру опытными музыкантами. Ансамбль “David Orchestra” и Ричи Коул исполняли более современную музыку, хард-боп, наполненный звуковыми изысками тромбона Виталия Владимирова и саксофонов Игоря Паращука, да и самого Ричи. Кроме того, Richie Cole показал свою эксцентричность комментариями по ходу выступления музыкантов и финальным уходом со сцены через зрительный зал.
Фотографии концертов дополняют описание фестиваля.
См также:
«Компромисс мэйнстрима и авангарда», Ксения Шейнис, фото Антона Буценко, «Вечерний Екатеринбург», 29 апреля 2008г., № 94(14340), стр.8.
http://www.westbrookjazz.co.uk
http://www.westbrookjazz.co.uk/katewestbrook/kate_bio.shtml
http://en.wikipedia.org/wiki/Mike_Westbrook
http://en.wikipedia.org/wiki/Kate_Westbrook_%28musician%29
http://www.bbc.co.uk/russian/openmusic/westbrook.shtml
http://www.chrisbiscoe.co.uk
http://www.musicontheedge.com/whyman.html
http://www.artnet.com/artist/572366/caspar-wolf.html
http://yvanrobilliard.com
http://www.youtube.com/watch?v=BLVgwHjpVNI (Yvan Robilliard)
http://www.myspace.com/pierrickpedron (Pierrick Pedron)
(С) Виктор Байнов 2008, 2012 текст фото.
|
|