Шестнадцатый международный фестиваль "Джаз-Транзит". Екатеринбург, 27-29 апреля 2007г.

--- 27 апреля 2007 Первый день фестиваля ---

В начале любого явления было слово. Таким словом для фестиваля “Джаз-Транзит” является открывший первое отделение первого концерта джазовый оркестр Уральского государственного театра эстрады под руководством Заслуженного артиста России Николая Баранова, недавно отметившего свое шестидесятилетие ( http://patent2001.narod.ru/jazzkontsbar60.html ). Вступительные слова сказали также директор театра эстрады, неутомимый двигатель фестиваля Николай Головин и ведущий фестиваля Михаил Митропольский - член Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов. М. Митропольский (р.06.01.1950) - знаток и исследователь джазовой и околоджазовой музыки, ведущий радио- и телепередач (например, передача по первому проводному радиоканалу “Бесконечное приближение” по пятницам вечером).

Биг-бенд Николая Баранова открыл фестиваль ярким произведением “Slow Funk” саксофониста и бенд-лидера Боба Минцера (Bob Mintzer). Затем прозвучал “каждодневный” блюз “Everyday I Have The Blues” (Brownie Mcghee), где вдохновенно солировала Олеся Слукина. В завершение - пьеса “Удачное совпадение” в аранжировке Николая Баранова. В оркестре солировали тенор-саксофонисты Владимир Бахитов, Марк Иванцов, а также новый для оркестра исполнитель Влад Цалер (труба).

Продолжил и окончил первое отделение муниципальный биг-бэнд "Джаз-Академия" из Челябинска под руководством Заслуженного артиста России Станислава Бережнова. Созданный три года тому назад оркестр известен участием на джазовых фестивалях в Тольятти, Оренбурге и Челябинске, где и в этом году оркестр будет участвовать в июне на фестивале “Какой удивительный мир”.
Вела отделение концерта Наталья Риккер, челябинский журналист. Свинговый оркестр С.Бережного показал продолжительные во времени, композиционные произведения, наполненные разнообразными туттийными звучаниями и сольными выступлениями его музыкантов. Исполнены, например, "Beautiful Love" (Victor Young) в оригинальной аранжировке Станислава Бережнова, солист - Константин Корчагин (гитара); а также "7/4" (Hank Levy), солисты: Илья Потапов, Константин Корчагин и Виктор Риккер (барабаны). Оркестр отличается мягким звучанием, как в целом, так и солистов.
Интересный сам по себе, Челябинский биг-бенд повысил свой статус участием приглашенных солистов - Игоря Широкова (флюгель-горн, Германия) и Бобби Уотсона (Bobby Watson, альт-саксофон, США).

Игорь Широков, музыкант из Новосибирска, знаком со Станиславом Бережновым с 1967 года. Игорь - участник еще первых в СССР джазовых фестивале в шестидесятых годах прошлого века, работал в известных оркестрах Анатолия Кролла, Юрия Саульского, Иосифа Вайнштейна, Олега Лундстрема, в квинтете Александра Пищикова (яркий советский тенор-саксофонист). С начала 1990-х годов Игорь живет в Марбурге. В этом году И.Широков осуществляет турне по России, в том числе, в составе квартета. И.Широков солировал на концерте в таких пьесах, как "A Few Good Men" (Gordon Goodwin), "Hunting Wabbits" (Gordon Goodwin), "A Warm Breeze" (Sammy Nestico). Созданные Игорем в концерте образы являются философскими отражениями его восприятия жизни, что составляет одну из красок джазовой палитры.

Bobby Watson родился 23 августа 1953г. в Лоренсе (штат Канзас), в 13 лет начал играть на саксофоне в школьном оркестре. Имеет высшее образование (Университет Майами во Флориде). После приезда в Нью-Йорк он стал членом и музыкальным руководителем легендарного ансамбля Art Blakey’s Jazz Messengers, работал в нем несколько лет. Об этом пишет в своей книге советско-американский трубач Валерий Пономарев (*). Уотсон участвовал в записях c трубачом Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis), работал с барабанщиком, бенд-лидером Чарли Персипом (Charles Lawrence Persip), композитором, продюсером, альт-саксофонистом Стивом Коулменом (Steve Coleman), руководил дважды созданным им ансамблем Horizon, играл в составах 29th Street Saxophone Quartet, High Court Of Swing и др.
Бобби долгое время признавался одним из лучших альт-саксофонистов, может играть в разных стилях: свинг, хард-боп, фриджаз. Занимается преподавательской деятельностью, сначала в Manhattan School of Music, затем – в University of Missoury. Вообще, Бобби Уотсон имеет широкий круг интересов: играет на сопрано-саксофоне, кларнете, флейте, является композитором, продюсером и издателем, выпустил множество записей. Bobby Watson не первый раз в России, выступал в Новосибирске, Москве, Томске в 1998 и 2003 годах. Читайте также последний абзац настоящего сочинения.

В концерте Бобби Уотсон и оркестр Станислава Бережного исполнили: "A Wheel Within A Wheel" (Bobby Watson), "The Professor" (Clint Ashlock, ученик Бобби Уотсона), "Skylark" (Hoagy Carmichael) и "Old Time Ways" (Bobby Watson). На альт-саксофоне Бобби издает живой, теплый, мягкий звук. Его авторские произведения для биг-бенда красивы и разнообразны, быстро не кончаются, есть возможность насладиться игрой тембров и оттенков. Вступление оркестра к одной из композиций произвело пронзительное ощущение с детства знакомой фортепианной музыки П.И.Чайковского, причем без всяких цитат. Соло Бобби на фоне риффов оркестра тоже достаточно продолжительны, иногда он формирует короткие фразы, после каждой из которых успевает улыбнуться - чувствуется, что радость переполняет его душу. Русский оркестр и его солисты находятся на высоте, они совпали по настроению с темнокожим американцем. Bobby, когда сам не играет, с явным удовольствием слушает музыку. В своей пьесе "A Wheel Within A Wheel" (Колесо в колесе) Бобби от избытка чувств взялся за бубен. В этом произведении очень лирично исполнил соло Вячеслав Быстров (ф-но).
В зал идет волна изумительного сплава бопа, свинга и композиционных изысков. Ощущение Бобби Уотсоном корней джаза сочетается с современностью его мышления.

Во втором отделении первого дня фестиваля квартет барабанщика Эммера Балажа (Emmer Balazs) из Венгрии показал авторскую импровизационную программу, выполненную как в аритмизованном духе, так и в сетке свинга. Видимой даже глазами причиной этого является разница внутренних устремлений музыкантов. Лидер квартета Эммер Балаж - экспрессивный, яркий музыкант, владеющий техниками разновидностей бита, умеет и любит солировать, вызывая ассоциации с барабанщиками эпохи биг-бендов. Другие участники ансамбля - Йозеф Балаж (ф-но), Давид Ламм (гитара) и Мартин Шоош (контрабас) - играют свободно и мягко, хотя и жестко стелют, а именно, выдают наполненные смыслом свободные импровизации. Довольно часто, чтобы посчитать это тенденцией, музыканты играют отдельно друг от друга, поочередно, самовыражаясь при этом, видимо, наиболее полно - каждому есть, что показать. Когда вся четверка звучит одновременно, появляется ощущение современного свингового джаза в малых составах.
Соединение ритмизованной и свободной музыки составляет особенность звучания квартета Эммера Балажа из Венгрии.

(*) Пономарев В.М., “На обратной стороне звука”, М.: “Аграф”, 2003, 272с., ил..


--- 28 апреля 2007 Второй день фестиваля ---

***************** ОДА *****************
Этот день посвящен 70-летнему юбилею Геннадия Дмитриевича Сахарова, Екатеринбургского журналиста, постоянного организатора городской джазовой жизни в течение более, чем сорока лет. В советское время Геннадий Сахаров - тайная пружина, теперь - открытая, свободная сила, без таких людей нет настоящей жизни. Свободный в свободном - что здесь Геннадий Сахаров, что джаз, сказать трудно.
Приверженностью Геннадия в джазе являются Дюк Эллингтон (**), один из первых гениальных модернизаторов джаза, а также направление музыки, которое можно обобщенно назвать “свободным джазом”. Джаз и появился, как путь духа к свободе, но то, что является привязанностью Геннадия Сахарова, характеризуется освобождением от традиционных средств выражения, сложившихся в любой музыке.
Сколько помнится, Геннадий Дмитриевич всегда одинаков, что на полуподпольном концерте в 60-х годах прошлого века в костюме сотрудника коммунистического НИИ, что на сцене советской филармонии с яблоком в боковом кармане пиджака, что на российском фестивале «Джаз-Транзит 2007» в свитере. Геннадий Сахаров - это выломившийся из твердой Уральской породы прочный камень (понятие "глыба" уже закреплено за Львом Николаевичем Толстым), это цельная во всех проявлениях, владеющая критическим юмором, прямая и умная натура, много делающая для джаза в Свердловске-Екатеринбурге, а, значит, в России.

(**) Сахаров Г.Д., “Импровизация в сумерках. Диалоги с Дюком Эллингтоном”, Екатеринбург: ИД “Сократ”, 2004, 380с., ил.

Вместо множества публичных поздравлений юбиляр Геннадий Сахаров организовал в этот вечер явление перед публикой множества непредсказуемых талантливых собеседников, музыкантов и ситуаций, представляющих современную, свободную, импровизационную музыку.
Вначале состоялся разговор Геннадия Сахарова (Екатеринбург), Михаила Митропольского (Москва), Сергея Беличенко (Новосибирск) и Сергея Проня (Екатеринбург) о джазовой жизни вообще и свободной музыке, в частности.
Геннадий Сахаров отметил, что за последние годы в городе происходит второй концерт свободной музыки. По его наблюдениям, о проколе в организации таких концертов свидетельствует отсутствие ухода публики из зала во время представления. Плач ребенка в креслах в этот момент был истолкован в положительную сторону – мол, растет поколение, склонное к творческим исканиям.

Первое отделение концерта второго дня фестиваля открыл сводный ансамбль, собранный в Екатеринбурге вокруг известного радикальным эстетизмом виолончелиста из Смоленска Владислава Макарова, музыка которого старается быть свободной от всех известных стилей и форм. Владислав (р.1950), выпускник художественно-графического факультета Смоленского пединститута – это художник абстрактной живописи и графики, наполненной аллюзиями конкретной жизни, в частности, картина “The Ganelin Trio Ancora Da Capo” или серия “Инструмент звука” (виолончель-женщина), участник художественных выставок в России и за рубежом, а также музыкальных проектов, в том числе с Сергеем Курехиным, Валентиной Пономаревой, Сергеем Летовым (ассоциированных с американской философией XX века, например, “Опыт введения в деконструкцию” 1983, 1988 г.г.).
Как выразился в буклете фестиваля составитель резюме о настоящем концерте (отгадайте, кто), “чтобы сбалансировать вполне оправданный сегодня эстетический радикализм Владислава Макарова перед лицом загадочной и непредсказуемой местной публики, организаторы фестиваля предложили ему в качестве партнеров лучших екатеринбургских джазовых собеседников”. Таковыми оказались Виталий Владимиров (тромбон), Игорь Паращук (саксофоны, кларнеты), Сергей Пронь (трубы), а также барабанщик и джазовый деятель из Новосибирска Сергей Беличенко.
Первое произведение, выполненное в хватающих душу скрежещущих тонах инструмента, Владислав Макаров исполнил единолично и посвятил памяти великого музыканта, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича. Затем ансамблем была исполнена длинная композиция, наполненная разнообразными звучаниями множества инструментов (виолончель, барабаны, духовые) в разных сочетаниях и поодиночке, при статическом и динамическом расположении музыкантов на сцене, с намеками на известные джазовые обороты, на которые публика радостно реагировала, отмечая аплодисментами и прочие интересные, неожиданные созвучия. Мы этого не слышим, но можем обратиться к фоторяду выступления ансамбля.

Выступление во втором отделении концерта инструментально-вокального дуэта из Великобритании Keith and Julie Tippett предварил журналист, музыкальный обозреватель, продюсер Александр Кан (р.1954, СССР), основатель (с Сергеем Курехиным) Клуба современной музыки в Ленинграде, действовавшего до 1982 года, организатор в конце 1980-х годов фестивалей "Открытая музыка". С 1996 года Александр живет в Лондоне, работает в русской редакции "Би-Би-Си", приезжает в Санкт-Петербург на Международный фестиваль Сергея Курехина “SKIF”, посвященный современной музыке.
Keith Tippett (р.25.08.1947 в Бристоле, Великобритания) - это известный пианист, композитор, аранжировщик, руководитель оркестров, педагог, исполнитель в джазе и роке. При этом он обладает очень индивидуальным даром свободной импровизации на фортепиано, используя и открытые струны и различные шумовые инструменты и приспособления. К.Типпет относительно мало известен в Америке, в основном работал в Англии, например, с такими составами, как Soft Machine, Nucleus, The Blue Notes, King Crimson, создает свои ансамбли.
Julie Tippett (Julie Driscoll, р.08.06.1947, Лондон) была фотомоделью, в 1960-е годы исполняла soul, jazz, R&B в группе Trinity Брайана Оджера (Brian Auger), в 70-е годы расширяла свои вокальные возможности в составах Spontaneous Music Ensemble, Centipede, Ovary Lodge, Voice and the Ark. В 80-90-е годы она уже работала с Кейтом Типпетом (Couple in Spirit, Tapestry), занималась образовательными проектами в Англии и Южной Африке.
Дуэт супругов-вегетарианцев Кейта и Джули Типпетов - образец уникального духовно-музыкального единения двоих - многостороннего, в том числе, джазового пианиста и певицы, свободно обращающейся с голосом и шумовыми инструментами. Их музыка замешана на блюзе и соул, современной европейской музыке и импровизации, являет собой стремление проникнуть в неизвестное сущее, показать то, что скрыто, это звучащая взвесь возможного будущего нашей цивилизации. Известно, что создание и восприятие музыки не подвластно течению обыденного времени - Моцарт всю свою симфонию ощущал в единый миг. Можно, конечно, предположить, что музыканты дуэта отражают современность или устремляются вглубь прошлого, в эпоху пирамид, еще дальше, в каменный век. Не исключено, но едва ли. Действительно, о прошлом и настоящем мы что-нибудь да знаем, а Типпеты говорят о чем-то совсем незнакомом. Значит, это все-таки будущее… Впрочем, слова не могут передать загадочную красоту свободной музыки вокально-инструментального дуэта Keith and Julie Tippett. Возможно, что-то могут добавить оптические образы в виде фото.

--- 29 апреля 2007 Третий день фестиваля ---

Первое отделение концерта провели французские музыканты, “Time Out Trio” в составе Жеральдин Лоран (Geraldine Laurent) - альт-саксофон, Йони Зельник (Yoni Zelnik) - контрабас, Лоран Батай (Laurent Bataille)— ударные. Лидер ансамбля Жеральдин Лоран (р.1975) с детства занималась на фортепиано, но уже с 13 лет играет на саксофоне, прошла обучение и мастер-классы у французских и немецких музыкантов, работала в различных ансамблях. В 1999 году организовала квартет, с 2005 года выступает в трио. В ноябре 2006 года получила французскую премию "Золотой Джанго" (Django d''Or), названную именем джазового гитариста Джанго Рейнхардта, в номинации «Новый талант». Все участники трио – активно концертирующие музыканты, например, Yoni Zelnik в составе квартета одного из лучших саксофонистов Европы Давида Эль-Малека (David El-Malek) участвовал в октябре 2006 года в концерте серии «Джазовый Олимп» в Московском доме музыки.
“Time Out Trio” исполнило джазовую классику и авторские произведения. Все музыканты трио очень техничные, самозабвенные и выразительные, как в звучании, так и в зрительных образах, играют хард-боп, ярко освещенный современным пониманием импровизации. Жеральдин Лоран издает на саксофоне довольно негромкий, но светлый и наполненный звук. Geraldine полностью в музыке, в ней объединены ее дух и тело, легкая француженка летает и танцует с альт-саксофоном. Думается, что сам Чарли (Charly Parker), прозванный «птицей» (Bird), подивился бы скорострельности и точности формулировок Geraldine Laurent.
Зрители почувствовали талант и задор молодых участников “Time Out Trio” и отметили его самым единодушным бисированием фестиваля «Джаз-Транзит 2007».

Заключительное для фестиваля второе отделение концерта 29 апреля было джем-сейшном, в котором участвовали все, кто вышел на сцену: иностранные гости Laurent Bataille (ударные), Geraldine Laurent (альт-саксофон), Yoni Zelnik (бас-гитара), Bobby Watson (альт-саксофон) и екатеринбуржцы Александр Булатов (бас-гитара), Виталий Владимиров (тромбон), Евгений Иванцов (ударные), Марк Иванцов (тенор-саксофон), Антон Ильенков (гитара), Илья Макаров (клавишные), Сергей Пронь (труба), Влад Цалер (флюгель-горн). Можно отметить недавно появившихся на местной сцене молодых музыкантов - Влада Цалера и Евгения Иванцова, на игру которых обратил внимание и Bobby Watson, с удовольствием взаимодействовавший со всеми музыкантами.

Bobby Watson – еще одна появившаяся в Екатеринбурге в этом году живая темнокожая звезда современного американского джаза. За месяц до фестиваля в театре эстрады выступил Ron Holloway ( http://patent2001.narod.ru/jazzkontsholl.html ) с его видимой погруженностью в свой внутренний мир. Творческий мир Бобби не менее содержателен, но он другой – импровизация плюс композиция. Одну часть своего творчества Бобби продемонстрировал в виде оркестровых произведений, прозвучавших в первый день фестиваля, другую выплеснул непосредственно из альт-саксофона. Бобби Уотсон демонстрирует более быстрые реакции, ярко выражает свои эмоции, радость жизни и сотворчества на сцене, его талант расположен близко к поверхности обычной жизни. Альт-саксофон так же соответствует характеру Бобби Уотсона, как тенор – Рону Холлоуею. Музыка этих саксофонистов – коренной, естественный джаз. Оба американских музыканта глубоко черпают из океана глубин своего джаза, осуществляя идею, использованную в своем творчестве родившимся одновременно с джазом классиком американской литературы Уильямом Фолкнером, нобелевским лауреатом 1950 года. Идея проста и заключается в том, что прошлое живет в настоящем.

P.S. Описания фестиваля:
1. Валентин Морозов, фото Елены Елисеевой, газета “Вечерний Екатеринбург”, №85(14072), 4 мая 2007 года, стр.6.
2. Сайт Первоуральск-АРТ – http://www.pervouralsk-art.ru/site/e107_plugins/content/content.php?content.326

P.P.S. В немногочисленных взглядах с московской колокольни на наше уральское бытие наметился определенный прогресс, некоторый поворот в эстетике, при тех же критическом заряде и блеске. Интересующиеся могут посетить такие страницы:
- 2002 год http://www.jazz.ru/mag/162/yoburg.htm
- 2007 год http://www.jazz.ru/mag/386/eburg.htm

Ссылки по теме:
http://www.studio1.ru/index/?node_id=641163
http://www.bobbywatson.com
http://www.jazz.ru/mag/235/default.htm#anon
http://www.letov.ru/makarov.html
http://www.downtownmusicgallery.com/Main/TippettDiscography.htm
http://www.mindyourownmusic.co.uk
http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/2007/07042001.html
http://home.nestor.minsk.by/jazz/news/2007/01/0906.html

(С) Виктор Байнов текст фото 2007



Фото с фестиваля
"Джаз-Транзит" 2003 - 2006
Джазовые концерты в городе
АНОНС - Announcement

Используются технологии uCoz